Сюжетно-ролевые игры
консультация

Черкасова Елена Ивановна

Краткое описание сюжетно-ролевых игр в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве

 Сюжетно-ролевые игры включены в образовательную область «социально-коммуникативное развитие» и входят в Содержательный раздел Программы «От рождения до школы».

Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

Исследователи выделяют различные структурные элементы игры - основные и переход к сюжетно - ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно - ролевой игры. Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые эпизоды из жизни семьи. С обогащением представлений об окружающем мире в играх всё чаще отображается деятельность взрослых. Таким образом, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

• игры на бытовые сюжеты: в «дом»«семью»«праздник»«дни рождения» (большое место уделяется кукле).

• игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

• игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

• игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят воплощение представления о различных событиях. Младшим дошкольникам довольно часто ещё требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, вносит новую игрушку. По мере обогащения игрового и жизненного опыта дети начинают сами определять, во что они будут играть.

Итак, усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем:

- сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого;

- потом - с помощью взрослого;

- в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.

Замыслы детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. Чем разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений об окружающем мире. Следовательно, чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В предварительной работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр. Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.

Необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду» Э. Костина.

Содержание работы необходимо организовать в соответствии с возрастом детей.

 Если в младшем дошкольном возрасте главной особенностью сюжетно-ролевой игры является действия с игрушками и предметами –заместителями (игра рядом) с очень простыми сюжетами. Главная особенность игры в этом возрасте-это ее условность.

Главной задачей воспитателей является содействие желанию детей самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты и активно самому участвовать в этой игре. Воспитатель подводит детей к пониманию роли в сюжетно-ролевых играх. Он учит связывать роль и очередные сюжетные действия в игре. Но постепенно сюжеты игр обогащаются и к 4-5 годам дети начинают более самостоятельно подходить к созданию игрового замысла. Количество ролей увеличивается и дети уделяют внимание выполнению игровых действий по правилам в соответствии с заданным игровым сюжетом. Дети учатся договариваться и согласовывать свои действия в игре. За счет осмысления деятельности взрослых строятся и развиваются социальные отношения и в сюжете игр. Постепенно совершенствутся игровые замыслы, а вместе с тем и навыки детей.

Дети старшего дошкольного возраста совершенствуют свои игровые навыки. Они самостоятельно организуют сюжетно- ролевые игры и выбирают тематику игры вместе, опираясь на свой опыт восприятия окружающего. Дети могут договаривать о выполнении игровых действий, учатся играть вместе и уступать друг другу. Игра позволяет детям проявлять свои лидерские, партнерские качества. Дети могут меняться ролями и отлично действуют в соответствии с заданным сюжетом. Творчески самовыражаясь в роли, дети познают свои возможности, стараясь развивать новые сюжетные линии. Но и в старшем дошкольном возрасте воспитатель может быть полноправным участником игрового процесса. Чем старше дети (6-7 лет), тем совершеннее возможности самостоятельного планирования, согласования и регулирования процесса сюжетно-ролевой игры.

 У детей возникает свой собственный игровой замысел и они пытаются реализовать его в полном объеме на основе взаимопомощи и взаимосотрудничества.

Дети учатся считаться с мнением других участников игры и отстаивать свое личное мнение. Основой сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте-это возможность проявить свою фантазию, воображение, инициативу и претворять в жизнь свои творческие идеи.

Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Очень важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер. Ролевые действия должны быть выразительны, что обеспечивается выполнением характерных движений, жестов, мимики.

Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность.

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....