Дети - прирожденные исследователи
опыты и эксперименты (младшая группа)

Гаврилова  Татьяна Геннадьевна

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значения для развития познавательного интереса дошкольноков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского  собрания

«Дети – прирожденные исследователи»

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития познавательного интереса, познавательной активности, мышления, воображения и самостоятельности дошкольников.

Задачи:

- раскрыть актуальность детского экспериментирования на сегодняшний день;

- расширить представления родителей о значении экспериментирования в жизни ребенка;

- познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

- дать рекомендации родителям для того, чтобы их ребенок проявлял познавательную активность и самостоятельность.

Форма проведения:  группа- лаборатория

Оборудование и материалы: 3 стола, оборудованные материалами, необходимыми для проведения экспериментов, таблички трех цветов – красная, зеленая, синяя.

Ход родительского собрания:

Вводная часть.

. Воспитатели встречают родителей и раздают карточки трех цветов (синие, красные, зеленые). По этим карточкам родители находят стул, с прикрепленной к нему карточкой такого же цвета и садятся. Стулья разделены на три сектора (синий, красный, зеленый) и расположены в виде клиньев небольшим полукругом.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание будем вести мы, научные сотрудники детской экспериментальной лаборатории «Мудрый Филин». Перед нами на столе находятся обыкновенные пластиковые бутылки, наполненные водой. Но хотим заметить, уважаемые родители, что вода в этих бутылках не простая, она – волшебная. Стоит только закрыть глаза, загадать желание, потрясти бутылку, и у того, у кого вода поменяет цвет, желание непременно сбудется.      А чтобы это доказать, я порошу трех родителей выйти ко мне.

опыт № 1 «Разноцветная вода». (Родители выходят, загадывают желание, трясут бутылку с водой, и у каждого родителя вода в бутылке меняет цвет, родители садятся на свои места).

- Посмотрите, желания всех, кто выходил ко мне, непременно сбудутся, вода в одной бутылке стала зеленой, в другой – синей и красной! Но как же так произошло? Каким образом вода поменяла цвет? (предположения родителей).

- Уважаемые родители, вы сами видели, как простой опыт с водой у нас, у взрослых людей вызвал бурю эмоций, интерес, радость от полученного результата, а что говорить о детях?

- Я не зря начала наше собрание с опыта, потому что, как вы, наверное, уже поняли, речь будет идти о детском экспериментировании и его значении в развитии ребенка младшего дошкольного возраста, также сегодня мы поэкспериментируем сами и подведем итоги в конце нашего собрания.

Основная часть.

Глядя на детей нашей группы, мы каждый день видим, что практически ни один ребенок не сидит на месте. Ребята постоянно двигаются, что-то рассматривают, разбирают, складывают, обследуют, с интересом наблюдают за окружающим миром. И чтобы их познавательная деятельность не была стихийной, их нужно направлять.

Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека, требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Всему этому способствует детский эксперимент.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.

- Как вы думаете, когда ребенок начинает экспериментировать? (ответы родителей).

На самом деле ребенок начинает экспериментировать не в год, не в два года, а с пеленок. Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, дотронусь до игрушки – она зазвенит. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.

К сожалению, не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, попробовать на вкус снег или раскрасить окно в комнате гуашью. Хотя именно эти, кажущиеся на первый взгляд, неправильные, нелепые действия ребенка способствуют развитию любознательности и познавательной активности, а в дальнейшем развитию уже осознанного экспериментирования в более старшем возрасте.

Кроме того, в процессе опытов и экспериментов:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.

От своих открытий дети испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

- Уважаемые родители, так как мы сейчас находимся в детской экспериментальной лаборатории, я хочу предложить вам почувствовать себя настоящими экспериментаторами и провести несколько несложных опытов.

Вам нужно подойти к столу, на котором находится табличка таким же цветом, что и карточка у вас в руках. На каждом столе находится схема проведения опыта и все необходимые для этого материалы. Следуя схеме, вы должны соединить все составляющие эксперимента воедино, провести эксперимент и сделать выводы. Теперь прошу подойти к столам и начать «действовать».

 (Родители проводят эксперименты и обсуждают полученные результаты и причины, по которым появились именно эти результаты).

опыт № 2 «Узнаем какая вода?» (переливание воды).

Цель: формировать начальные представления о свойствах воды, умение экспериментировать с веществами (водой), упражнять в переливании воды губкой из одной емкости в другую.

Материал: на столе стоят три контейнера, в двух из них налита вода. Рядом лежат губки для переливания воды. Что случится с губкой, когда она опуститься в воду? (предположения родителей).

опыт № 3 «Ловись рыбка большая, да маленькая».

Цель: совершенствовать орудийные действия, пользоваться сачком, двигательные умения в системе «глаз-рука», моторику рук.

Материал: на столе стоит контейнер с водой в нем мячи разных размеров, два ведерка, два сачка.

опыт № 4 «Водичка дырочку найдет».

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, учить навыкам наблюдения, формировать начальное представление о воде, повысить эмоциональный тонус малыша, освоение коммуникативных навыков.

Материал: на столе стоит емкость с водой, воронки из пластиковых бутылок с крышками, пластиковые стаканчики.

- Уважаемые родители, вы сейчас были настоящими экспериментаторами: подбирали материалы, выдвигали гипотезу, проводили эксперимент и делали умозаключения.

- Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность действовать с изучаемыми объектами окружающего мира. Для этого в нашей группе создан «Центр экспериментирования – «Мудрый Филин».

Заключительная часть.

В заключении, хотелось бы сказать, что детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее будет идти его развитие.

А вы, в свою очередь, должны эту деятельность поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья- "15 приемов интерактивного чтения из книги Джейсона Буга «Рожденный читать: растим прирожденного читателя»".

          Даже если вы сами терпеть не можете книги, а одна мысль о том, чтобы обсуждать прочитанное с ребенком, сводит вас с ума, вы все равно обязаны читать ребенку -...

методическая рекомендация для родителей "Прирожденные исследователи"

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. К...

Развиваем познавательные интересы детей «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

—Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.—Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.—Развитие творческих задатков ...

«Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь»

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью....