«Психологическая готовность детей к школе».
консультация (подготовительная группа)
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedagoga.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад педагога-психолога на тему:
«Психологическая готовность детей к школе».
Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе.
Задачи:
- обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению;
- дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
- Результаты скрининговой диагностики «Готовность к началу школьного обучения»
Участники: родители (законные представители) будущих первоклассников, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам готовности детей к школе.
«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Леонид Абрамович.
Ход встречи:
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно, что вы нашли возможность прийти на нашу встречу, которая посвящена обсуждению проблемы психологической готовности детей к школе.
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду.
Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.
- Что вы, как родитель понимаете под словом «готовность к школе»?
(Ответы родителей). Под готовностью ребенка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, письма и чтения.
Но очень важно для успешности ребенка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически.
Сейчас я вам расскажу об основных компонентах готовности ребенка к школьному обучению.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Основные критерии психологической готовности к школе:
• Физическая готовность
• Интеллектуальная готовность
• Эмоционально-волевая готовность
• Мотивационная готовность.
Об этих составляющих мы сейчас и поговорим.
Физическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.
Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Укрепляйте нервную систему ребенка. Контролируйте отношения с телевизором и компьютером. Не оставляйте без внимания результаты медицинского обследования, которое проходило за год до школы, прислушайтесь к рекомендациям специалистов. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно сейчас займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Помните, что визит к врачу – это тоже подготовка к школе!
Общая или «крупная моторика» нужна для того, чтобы ребенок мог прыгать через скакалку, играть в мяч, кататься на велосипеде. Учеба – это труд. И если ребенок не обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений.
К семи годам ребёнок должен:
- Владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать).
- Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
- Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.
ВНИМАНИЕ. К семи годам ребёнок должен:
- Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
- Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Находить 10 отличий между предметами.
- Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.
ПАМЯТЬ. К семи годам ребёнок должен:
- Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
- Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
- Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
- Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/.
- Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.
ВОСПРИЯТИЕ. К семи годам ребёнок должен:
- Различать форму предмета, его цвет и оттенки.
- По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
- Ориентироваться в пространстве (вверх-вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.).
- Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
МЫШЛЕНИЕ. К семи годам ребёнок должен:
- Объединять предметы в группы по определённым признакам.
- Находить закономерность в построении ряда предметов.
- Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
- Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.
- Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
ВООБРАЖЕНИЕ. Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
РЕЧЬ. К семи годам ребенок должен:
- Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.
- Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.
- Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.
- Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
- Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.
- Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.
Современные дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом важно, чтобы он знал самые элементарные вещи.
Вопросы для поступающих детей в школу:
- Свои фамилия, имя и отчество?
- свой домашний адрес и название поселка, в котором он живет;
- название страны;
- имена и отчества своих родителей, их профессию или место работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дни недели, части суток;
- основные виды деревьев и цветов;
- уметь различать диких и домашних животных.
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоционально-волевую зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.
Эмоционально-волевая готовность к школе
- Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.
- Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».
- Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.
- Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.
Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».
Итоги скринговой диагностики по подготовке к школе
См. презентацию
Надеюсь, на дальнейшее сотрудничество и уверена, что вместе с вами мы постараемся сделать всё, чтобы в течение всей школьной жизни наши дети чувствовали себя уверенно и комфортно. Ведь доказано, что счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.
Желаю успехов и удачи! До новых встреч!
Консультации для родителей: четверг 17.00-17.50, пятница 12.10-13.00
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к школе
ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...
Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...
Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.
Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....
буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...
Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...