ТЕПЛО СЕМЬИ (родительское собрание с элементами тренинга)
методическая разработка

Волкова Алина Ивановна

Данная форма проведения родительского собрания позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению об особенностях детско - родительских взаимоотношений, о проявлении любви родителей к детям, позволяет осознать свою родительскую позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teplo_semi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕПЛО СЕМЬИ

 Родительское собрание  в ДОУ с элементами тренинга

Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений. Повышение воспитательной активности родителей. Развитие навыков принятия себя и окружающих.

Задачи:  оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания. 

 Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.  Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

Методы и приёмы: игровые методы (игры и упражнения), беседа, лекция, групповые обсуждения.

Материалы и оборудование: листы бумаги формата А4, карандаши,  проекционная аппаратура и презентационный материал,  бейджики по количеству участников, маркеры,    ручки.

ХОД ТРЕНИНГА:

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «визитку» — пишет крупными буквами на небольшом листке плотной бумаги имя родителя и прикрепляет булавкой к груди.

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители.   Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей. Тема сегодняшней встречи – «Тепло семьи».

1. «Принятие правил работы в группе».

Для начала давайте примем правила работы в нашей группе. Психолог напоминает о групповых правилах (активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему).

2.  Упражнение  «Знакомство»

Ведущий. Для начала давайте поприветствуем друг друга и познакомимся. Сейчас мы представимся друг другу с помощью игры «Знакомство». Встаньте в круг. У меня в руках мяч. Каждый, кто получает мяч, будет называть своё имя и повторять имена предыдущих участников. Итак, моё имя…

3. Упражнение «Похвали себя»

Ведущий. Перед вами небольшой опросник «Какая(ой) я?». В нём перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя.

4. Беседа.

Ведущий. Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека — о родительской любви.

Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно — как мы проявляем это чувство.

«Мне хочется, чтобы я почаще понимала, что я дорога своим родителям, чтобы чаще звучали ласковые слова, чтобы в семье не было скрытности, чтобы не считали, что я ребенок и ничего не понимаю», — так говорят дети о родительской любви. И мы любим их, наших родных детей. Но так ли? Правильно ли?

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой. Сегодня мы попытаемся построить модель человеческих отношений между родителями и ребенком.

Как вы показываете ребенку свою любовь?

Безусловное принятие – что это такое?

Безусловно принимать ребенка – значит полюбить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь… (лениться, драться, грубить), не начнешь… (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…».

Причина оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны. Эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура.

5. Упражнение «Мой ребенок…»  

Подумайте, пожалуйста, как можно продолжить фразу «Мой ребенок….» А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 2 минут письменно 5 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например, «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен». Осталась одна минута, вам необходимо завершить работу. Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы: 1-я – те, которые вас устраивают в вашем ребенке;  2-я – те, которые вас не устраивают в вашем ребенке и которые вы бы хотели изменить в нем. Постарайтесь подсчитать, каких качеств больше – положительных или отрицательных?  Обсуждение. Каких качеств оказалось больше – положительных или тех, которые вы бы хотели изменить?

Если количество отрицательных качеств равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Упражнение «Нежные слова» (родители по очереди произносят те нежные слова, которые часто говорят своему ребенку)

 6.Упражнение «Разбираем ситуации»

Родителям предлагаются варианты ситуации, где они должны придумать выход, затем следует обсуждение.

Ситуации:

1.Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?

2. К вам пришли гости. Что делать с ребенком? Отправить его погулять? Уложить пораньше спать? Или, следуя правилу XIX века, постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?

3.Ребенок плохо ведет себя на улице или в гостях, то есть в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей. Как вы поступите в такой ситуации?

4. У ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами. Что делать?

 5. В доме собрались друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?

7.Упражнение «Мои сильные стороны»

Каждый из родителей по кругу называет 3–5 своих сильных сторон, которые помогают ему справляться с трудными ситуациями в воспитании.

 8.Упражнение «В гостях у сказки»

Родителям предлагается продолжить сказку на воспитательную тему.

 В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

9.Упражнение «Задумаемся о себе»

Участникам предлагается по кругу продолжить предложение: «Я хороший родитель, потому что...» и  выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.

Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.

10. Мини – лекция «Потребность в принадлежности» (нужности  другому)

Доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Психологи рекомендуют обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении.

Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят». Доводы родителей типа: «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей же пользы» дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не смысл. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастливым.

11. Чтение рассказа «Раскаяние отца»

До того как вы станете критиковать детей, прочтите одно из классических произведений американской журналистики «Раскаяние отца». «Раскаяние отца» - это одно из тех небольших произведений, написанных в минуту искреннего душевного подъема, которые задевают чувствительную струнку в сердцах большого количества читателей. Обсуждение.

12. Упражнение «Свеча».

По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывается о своем настроении, чувствах.   Каждый из родителей говорит о том, что он вынес для себя сегодня.

13. Заключительное слово ведущего

Ведущий. Если вы находитесь здесь, в этой группе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельном доме или нет – это всё на втором плане. Главное – что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для будущего комфорта. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе.

 В заключение хочется сказать слова благодарности всем родителям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Мы желаем вам успеха в выстраивании отношений с детьми и надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания наших деток в детском саду и дома.

Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.   Наше занятие направлено на форм...

План-конспект практического занятия с элементами тренинга « Дом, в котором мы живем»

Целью данного мероприятия является сплочение педагогического коллектива посредством построения эффективного командного взаимодействия....

Открытое занятие по ОБЖ с элементами тренинга на тему "Один дома"

Открытое занятие по ОБЖ с элементами тренинга на тему "Один дома" во второй младшей группе...

занятие с педагогами с элементами тренинга "Конфликты в педагогической практике"

Цель: создание работоспособности в группе, повышение уровня мотивации по данной теме, определение способов поведения в конфликтной ситуации каждого из участников группы, отработка техник выхода ...

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....