Доклад на родительском собрании " Игра и дети".
статья (старшая, подготовительная группа)

Пыжьянова Светлана Викторовна

Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. 

                                                                                                                   А.С. Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5555.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для родителей « Игра и дети».

Ноябрь 2019

Игра! Этой болезнью страдают все возрасты, почти все. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, овеянная солнечной романтикой – ИГРА.

Справедливо писал замечательный энтузиаст игры, сподвижник А.С. Макаренко, Виктор Николаевич Терский, что « шахматы, футбол, бильярд, кроет и многие другие игры восходят на Олимп великих традиций вечности.

Игра, как тень, родилась вместе с ребёнком, стала его спутником, верным другом. Но мы называем ее чудом не за долголетие. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо больше, чем воздают ей люди сегодня за те колоссальные, скрытые порою от глаз воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные.

Почему дети играют? Зачем? И ведь что удивительно, не устают, как устают на уроках или во время выполнения несложного трудового задания. Откуда берётся столько энергии и сил в игре? Почему дети избирательны в партнёрах по играм? Когда они не принимают в игру? С кем играют охотно.

 Видите, какая загадочная штука – детская игра.  Какая многократная и разноцветная. Девочки играют  в куклы, классы, мальчики играют в футбол. Всюду одна и не одна и та же деятельность – игра.

О  том что у ребят сил бывает в избытке, можно согласиться, а вот то, что именно из-за этого и возникает у детей желание играть – нет!

 

Каждая мать знает, что даже очень больной  ребёнок, у которого, конечно ,нет никаких излишек сил, тянется к любимой игрушке, пытается играть. Существует и другая любопытная теория, прямо противоположная этой. Некоторые ученые предполагают, что игра нужна детям не для расходования, а для восстановления сил, что игры детей – своеобразный аккумулятор, восстановитель энергии. Но, глядя на наших детей, только вставших с постели и уже активно включающихся в игру, не скажешь, что они переутомились.

Мы уже говорили, что дети могут сутками играть в любимые игры, затрачиваю колоссальную энергию. Поэтому не дает нам ответ на вопрос почему играют дети. Немецкий психолог Карл Гросс, исследователь детских игр, считал, что у детей, как и у молодых животных, потребность в игре идёт от необходимости закрепить унаследованные инстинкты путём игрового упражнения и тем самым подготовиться к жизни. Гросс считал игру детей « приспособлением» к жизни. Игры детей – проявление общественных начал. Или как очень зорко подметил замечательный чешский писатель Юлиус Фучик: « Игра детей – зеркало общества». Игру считают продуктом труда, хотя игра сама по себе деятельность не продуктивная. Так почему же все- таки играют дети, чем тянет их к себе эта непонятно магическая деятельность – игра?

« Ребёнок, осваивающий окружающий  его мир ,- это ребёнок, стремящийся действовать в этом мире». Причём постепенно осознавая широкий мир, воспринимая его через деятельность взрослых, ребёнок сам стремится действовать , как взрослый. Ребёнок в игре приводит в действие все то, что он черпает из окружающей его действительности, выражая в ней своё отношение к жизни. Стремясь к подражанию, пытаясь все делать , как взрослые, как папа, мама , ребёнок не в силах делать все, у него не хватает просто опыта и возможностей. И осуществлять свои желания он может лишь в « одном единственном типе деятельности» - в игре. Детей не очень то интересует результат действия, им интересен и важен сам процесс действия: ехать на лошадке, летать в ракете, плыть на пароходе. Игры детей есть та самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности.

Игра, учение, труд – вот три основных вида деятельности человека. Для ребёнка это главные ступени лестницы  жизни. Игра готовит ребёнка к учению и к труду. Каков ребёнок в игре, таков он будет и в труде,- считал замечательный педагог А.С. Макаренко. Причем, что особенно замечательно, игра всегда немножко труд. Глубоко ошибаются взрослые, представляющие игру лишь как забаву, развлечение. Игра – путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить,- считал А.М. Горький. В играх познаются разнообразные свойства предметов, разнообразные стороны жизни. В играх и игрушках заложена огромная информация о различных знаниях и сведениях. Ребёнок получает их свободно без нажима и насилия. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе, на удовольствие. Так уж устроен ребёнок, что он стремится все, что переживает, отразить в действии, в наглядном поступке, в образе. Дети способны по многу раз  переживать уже пережитое однажды. Современный ребёнок требует усовершенствованных средств воздействия. Почему дети предпочитают кино и телевидение иным сильным фактором? Потому что кино и телевидение представляетсобою сплав несколько видов искусства, действующих активно на эмоции детей. В кино дети смотрят, слушают, имеют возможность близко соприкоснуться с переживаниями человека, увидеть наиболее значительное крупным планом, стать непосредственно участником событий. Итак, игра есть потребность растущего организма ребёнка, его мышечных и интеллектуальных усилий, игра для детей – жизнь, в которой процесс их самовоспитания необычайно активен и результативен.

А вот совершенно иные игры – музыкальные, игры под музыку имеют большое воспитательное и образовательное значение. Музыкальна игра развивает пластику и ритмику движений ребёнка. В играх под музыку большое внимание уделяется танцевальным движениям, простейшим элементам народных танцев. Часто игра построена на прыжках, беге, движения с предметами, помогает развивать координацию тела, воспитывает свободу движения, изящность, легкость  что и повышает интерес к играм, особенно у девочек, игры под музыку способствуют развитию музыкального слуха, вкуса.

Подвижные игры, в их основе лежат физические упражнения, движения, преодолевают препятствия, стремятся достигнуть определённой цели. Играя им приходится соблюдать правила, т.е. условия игры, о которых дети заранее знают. Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости. Но главное значение не в этом. Дети любят прыгать, бегать, скакать .Если они это не делают, если они не играют, они больны. Из всего многообразия  игр подвижным дети отдают предпочтение. Все игры для ребят – развлечение.

Дети тянутся к взрослым, им хочется стать скорее большими и независимыми, они хотят походить на взрослых, но пока еще не могут это сделать, не умеют и силёнок не хвататет. Выручает игра, дети тоскуют по ярким событиям, необычным подвигам, слушают рассказы взрослых, все услышанное, прочитанное, увиденное они повторяют в играх. Во что только не играют дети, кого только не изображают в своей игровой деятельности! Действительно детские игры – это « зеркало общества». Кино, телевидение – сильнейший источник  « вольной» игры. Кино дает наглядные, зрительные примеры поступков, которым хочется подражать. Только ли положительные?! Увы, нет!  Дети еще не умеют отличать истинное и  фальшивое. Дети принимают в играх,  как правило, роль  другого лица, обычно взрослого. Образ взрослого, перенесенного в игру, ребёнок может заимствовать чаще всего из книги, из кинофильма. Игра очень сложный инструмент, она как скрипка нельзя по ней тренькать, как на балалайке. Ребёнок порою в игре, что аквалангист на большой глубине. Вытащи его из игры сразу и -  кессонная болезнь. Все, очевидно, сталкивались  с таким явлением, как неохотно отключается ребёнок из игры, как переживает, бунтует, когда совершенно насилие над его личностью. Каждый возраст требует своего подхода, своих « золотых ключиков» Напоминаем, что огромное значение игры как  воспитательного средства связано с тем, что игра представляет собой  такую деятельность детей, которая привлекает их сама по себе. Игра становится средством самовоспитания ребёнка. А. М. Горький считал, что взрослые должны создавать для детей игры, расширяющие их кругозор, а писатели – писать для ребят книжки, дающие развивать сюжеты игр, которые воспитывали бы интерес к трудящемуся человеку, будили желание подражать ему в благородных поступках. В игре нужно следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство. Не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Нужно следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без  действия – мертва, ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать. Игры детей находятся в прямой зависимости от их умственного, нравственного, эстетического и физического развития. Ребёнок в играх подражает только тем действиям, явлениям, предметам, которые производят на него наиболее сильное впечатление и которые ему понятны.

Семья- маленький коллектив, его члены сталкиваются друг с другом всеми гранями. Мы убеждены в том, что в семье игры с детьми должны быть одним из ведущих методов воспитания. Игры серьёзные и веселые, шумные и тихие, спортивные и музыкальные, военные и карнавальные- самые разнообразные. Такие, что удовлетворяют глубокую потребность детей в творчестве и движение, такие, что развивают кругозор и пытливость, такие, что обучают честности,  ловкости,  выдержки, мужеству,  внимательности,  наблюдательности, меткости,  а главное – любви к своей Родине.

 В игре зарождается важнейший принцип нашей жизни – коллективизм.

В шумной возне, в своих играх дети создают самих себя, строят свои характеры, а главное учатся. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу. Игра – это свободное время, а свободное время не свободно от воспитания. И пусть всем, у кого в доме звенят серебряные голоса ребят, мудрая доброта детской игры поможет укреплять и украшать нашу страну детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Играют дети - играем вместе»

Родительское собрание- игра путешествие по островам математики....

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Родительское собрание "Играют дети - играем вместе"

Игры занимают важное значение в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. Ребенок всегда играет по собственному желанию, с удовольствием и ради самого проце...

конспект родительского собрания "Играют дети - играем вместе"

Цель: повысить компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условии семьи....

Родительское собрание: «Играют дети – играем вместе».

Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития.                              ...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...