Общение ребенка со сверстниками.
консультация
Предварительный просмотр:
Общение ребенка со сверстниками. |
Отличительными особенностями общения дошкольников со сверстниками являются:
- чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, смеются, бегают, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки;
- еще одна важная особенность контактов детей заключается в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Естественно, взрослых подобные проявления часто раздражают - так и хочется скорее прекратить это безобразие.
Что же дает детям такое странное общение?
Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. «Мы с тобой одной крови», - как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.
Получается, что, несмотря на всю казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.
-третья отличительная особенность общения дошкольников заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить несколько форм общения дошкольников со сверстниками.
Форма общения детей 2-4 года жизни - эмоционально-практическая.
В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера.
Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же будут драться из-за него.
Дети этого возраста, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.
Совсем по другому ребенок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребенок старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.
И взрослый и сверстник способствует развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.
Рекомендации для родителей по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками
♦ Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.
♦ Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.
♦ Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.
♦ Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)
♦ Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
♦ Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей по теме: "Общение ребенка со сверстниками"
выявление уровня коммуникативных навыков детей...
Родительское собрание на тему "Общение ребенка со сверстниками"
старший дошкольный возраст...
Развитие общения ребенка со сверстниками
Маериал составлен для высупления на педсовете в ДОУ. В презентации рассматриваются вопросы развиия общения со сверстниками и отношения к самому себе на разных возрастных этапах дошкольного возраста....
Рекомендации для родителей по развитию навыков общения ребенка со сверстниками и со взрослыми
рекомендации для родителей...
Консультация "Общение ребенка со сверстниками и его особенности"
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ...
Публикация "Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками."
В данной статье рассмотрим влияние игрушки на развитие коммуникативных навыков у детей....
Консультация для родителей "Общение ребенка со сверстниками".
Консультация для родителей о общении ребенка со сверстниками, о проблемных детях и о рекомендациях родителям....