Буклет "Задержка психического развития"
проект

Ольга Михайловна Солопова (Пермякова)

Буклет разработан в рамках работы с родителями компенсирующей группы ДОУ в просветительских целях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_sekret.docx66.8 КБ

Предварительный просмотр:

Не секрет, что на многих родителей такая аббревиатура, как ЗПР, наводит страх, они изо всех сил сопротивляются таким диагнозам, упорно доказывая, что с их ребенком все в порядке, а ведь вовремя поставленный диагноз это залог успеха.  Давайте попробуем разобраться с понятием  задержка психического развития.

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Это пограничное состояние между нормой и патологией (например, умственная отсталость).   Но в отличие от патологии  это процесс обратимый, правда, при наличии  специально -организованного коррекционного обучения, возможно медикаментозной помощи.

Поэтому родителям не стоит впадать в панику, а нужно понять, что ЗПР это не приговор на всю жизнь, что  развитие  их ребенка идет в своем темпе, несколько замедленным по сравнению со среднестатистической нормой и ребенку для преодоления такой задержки нужна помощь специалистов  и индивидуальный подход к обучению.

Диагноз не может быть поставлен одним только неврологом, решение принимает специальная комиссия, в составе которой есть психолог, психотерапевт, дефектолог, логопед.

Как правило, диагноз ЗПР ставится специалистами ближе к школьному возрасту, к 5-6 годам, когда становятся очевидными проблемы ребенка в обучении.  

Диагностирование ЗПР в более раннем периоде жизни ребенка затруднено и основано на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.  

Признаки ЗПР

Итак, что же должно настораживать родителей для вовремя поставленного диагноза:

- В первые годы жизни у ребенка наблюдается   отставание в формировании двигательных и общепсихических функций,  т.е. задержка психомоторного созревания: ребенок позже своих сверстников начал садиться, ползать, ходить,  более позднее появление гуления, лепета, первых слов). Возможны тики, гиперкинезы.

- После 3х лет:

- высокая утомляемость, истощаемость всех психических процессов (ребенок быстро устает);

- слабая мелкая моторика ( ребенку тяжело рисовать, собирать мозаику);

-двигательная неловкость, недостаточная координация, следовательно несформированность навыков самообслуживания (ребенок с трудом одевается, умывается);

-эмоционально-волевая незрелость (волевое усилие затруднено, частая смена настроения, аффективные вспышки, сниженная контактность со сверстниками);

- речь замедленна, множественные нарушения звукопроизношения и грамматического строя речи, трудности построения связного текста.

-внимание поверхностное, концентрация затруднена ( ребенок легко отвлекается от того, чем занят);.

- память снижена, запоминиание мозаичное, в основном  наглядно-образное.

- трудности с соотнесением, прогнозированием, упорядочиванием, деланием выводов.

- нарушения игровой деятельности (трудно соблюдать правила игры, однообразный, стереотипный сюжет игры).

Эти признаки могут заметить внимательные к своему ребенку родители и подтвердить или опровергнуть на комиссии специалисты.

При вовремя организованной коррекции, к началу средней школы у ребенка есть шанс догнать в психическом развитии своих сверстников – и это не может не радовать.

Как же предупредить диагноз?

Профилактика ЗПР

Рекомендации родителям:

- Благоприятные условия для протекания беременности и родов, избегание любых негативных внешних факторов, которые могут повлиять на развитие ребенка.

-Телесно- эмоциональный контакт матери и ребенка с первых дней жизни (ребенка нужно обязательно брать на руки, носить, поглаживать не только по головке, по всему телу, обнимать, целовать, разговаривать с ним, очень важен контакт глаз).

- Благополучная семейная обстановка.

- Богатый сенсорный опыт ребенка в первые годы жизни.

- Разнообразие игровой деятельности со взрослыми.

- И, конечно, посещение невролога, педиатра, не пренебрежение их рекомендациям.

Ничего сложного или невозможного, предотвратить ЗПР, гораздо проще, чем преодолеть, но и это возможно!

Удачи вам! Будьте здоровы и счастливы!

С уважением, педагог-психолог МКДОУ №274 Пермякова Ольга Михайловна

C:\Users\Оля\Desktop\белочка.jpgМКДОУ № 274 « Белочка»

Задержка психического развития

627c3_a063

Новосибирск 2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.

Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...