Памятка для родителей "Возрастные особенности детей 6 - 7 лет" (2019 г.)
материал (подготовительная группа)
Каждый момент жизни вашего ребенка в дошкольном возрасте – это прекрасные минуты познания, становления личности, развития. В детской психологии принято считать, что этот возраст лет является переходным этапом в осознании своего места в обществе, взрослении, перехода к новому этапу – школе.
Сейчас дети вступают в школьный возраст намного раньше — с 6, и даже 5 летнего возраста, постепенно входя в ритм школьной жизни, занятий, общественных обязанностей. У детей этот момент связан с положительными эмоциями, которые должны воспитать и привить родители – новая роль, новое направление деятельности, новые поручения. Но если не отнестись к этому внимательно, не помочь ребенку советом и собственным примером, школа станет тяжелым испытанием для родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_rodit._podg.gr_.docx | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
Игровая деятельность
В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Игровое пространство усложняется. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Конструирование
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать.
Усложняется конструирование из природного материала.
Изобразительная деятельность
Образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Развитие психических процессов
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. ( Величина, форма предметов, положение в пространстве)
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.
Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.
Внимание становится произвольным.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память
В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.
Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.
Речь Развивается звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Развивается связная речь.
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Отношения со сверстниками
Ребенок может изменить свою точку зрения, позиции в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения др. человека.
В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Отношения со взрослыми
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.
Ребёнок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Эмоции
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов.
Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Дети 6-7 лет должны уметь:
Различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира
Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.)
Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости
Классифицировать фигуры по форме, Различать и выделять буквы и цифры по форме, размеру, цвету
Мысленно находить часть целого.
Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
Речь.
- Правильно произносить все звуки родного языка
- Уметь различать и называть слова с определенным звуком
- Уметь определять место звука в слове (начало–середина–конец)
- Делить слова на слоги
- Составлять слова из слогов
- Иметь представление о предложении
- Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже
- Подбирать синонимы, антонимы
- Использовать разные способы образования слов
- Пересказывать знакомые сказки и рассказы
- Составлять рассказы и сказки по картинке
- Крупная моторика
- Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать
- Точно ловить и кидать мяч
- На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы
- Застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.
- Мелкая моторика
- Проводить прямые, а не дрожащие линии
- «Видеть строку» и писать в ней
- Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
Анатомо-физиологические особенности
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма.
Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
МБДОУ «Каменский детский сад», 2019 г.
Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка — младший школьный возраст. Он может начаться и раньше — в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать.
Принято выделять 7 симптомов кризиса:
Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это
предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.
Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.
Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом -деспотизм, когда ребёнок стремится
проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад
семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.
Главный совет родителям:
Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.
Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
Поощряйте общение со сверстниками
Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения)
Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи).
Не надо перегружать дополнительными занятиями.
Больше хвалить.
Памятка для родителей будущих первоклассников
«Кризис 7 лет»
МБДОУ «Каменский детский сад», 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Особенности детей раннего возраста"
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими....
Памятка "Основные психологические особенности детей и индивидуальный подход"
Это напоминание об основных психологических особенностях детей, которые всегда нужно учитывать в повседневной работе....
памятка для родителей особенных детей "Играйте в лего правильно!"
Представлена памятка для родителей особенных детей (аутизм), "Играйте в лего правильно!"...
Памятка родителям "Возрастные особенности детей 5 - 6 лет"
Памятка для родителей возрастные особенности развития детей 5-6 летКаждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охар...
Памятка родителям "Возрастные особенности детей 6 - 7 лет"
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в...
Памятка №0. Индивидуальные особенности детей.
Памятка "Индивидуальные особенности детей"....
Памятка родителям "Возрастные особенности детей 5-6 лет"
Возрастные особенности развития детей 5-6 летКаждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто о...