Памятка "Основные психологические особенности детей и индивидуальный подход"
консультация на тему
Это напоминание об основных психологических особенностях детей, которые всегда нужно учитывать в повседневной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malchiki_i_devochki.doc | 41 КБ |
temperament.doc | 39.5 КБ |
giperaktivnost.doc | 33 КБ |
agressivnost.doc | 30 КБ |
trevozhnost.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Различия в психике и поведении детей[1]
Психические явления | мальчики | девочки |
Восприятие:-острота слуха, -кожная чувствительность -зрение | Выше Ниже Дальнее: используют всё предоставленное им пространство, бросают предметы в цель. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, осваивают вертикальную: лазают по лестнице, залезают на шкаф. | Более чувствительны к шуму. Выше: больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы к прикосновению, поглаживанию Ближнее: играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. |
Мышление | Обобщённое, абстрактное. Ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задачи; требования к качеству, тщательности, аккуратности в мыслительной деятельности невелики. Манипуляции с геометрическими формами, пространственное мышление (форма, величина, пространство, время). | Детальное, конкретное. Ориентированы на результат, типовые и шаблонные задания, которые требуют тщательности исполнения. Манипуляции с цифрами и формулами (количество и счёт). |
Речь | Более позднее развитие речи. | Более правильная, сложная, беглая; лучше понимают письменный текст; неречевые задачи решают речевым способом (проговаривают вслух). |
Память | Развитие завершается раньше. | |
Внимание | На занятиях вырабатываются долго, на воспитателя смотрят редко; в случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики, стараются уйти из-под контроля, проявляют негативизм; адаптироваться к несвойственному виду деятельности исключительно трудно. | Быстро набирают оптимальный уровень работоспособности; в случае несоответствия педагогических воздействий способны адаптироваться к ним. |
Работоспособность | Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции). | Быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие). |
Эмоции | Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность. В ответ на долгие «нотации» взрослых «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию. | Резко нарастает общая активность всех структур мозга, готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие «нотации» взрослых реагируют слезами, гневом. |
Межличностное общение | Ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа («Какое у нас следующее занятие?»). Во время общения смотрят в сторону или перед собой | Ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А вы к нам ещё придёте?»). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения. |
Познавательная мотивация | При несоответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют негативно, знания приобретают избирательно; обучаются менее успешно. | При несоответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют лояльно, более внушаемы, дисциплинированы; обучаются более успешно. |
[1] Шелухина И.П. мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2008. – 92-93.
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми с различными типами темперамента[1]
Тип темперамента | Характеристика типа | Особенности работы |
Холерик | - очень энергичны; - увлечения носят характер страсти; - настроение изменчиво; - непредсказуемы; - шумны; импульсивны; - движения резкие; - лезут во все запретные места; - любят руководить; - речь стремительная; часто говорят: «Я не буду…»; -любят подвижные игры, физкультурные и музыкальные занятия; - их трудно успокоить; - торопятся при выполнении заданий, поэтому часто допускают ошибки; - долго засыпают, но быстро просыпаются | - нельзя использовать силовые меры воздействия: угрозы, окрики, шлепки (т.к. нервная система детей ещё больше перевозбуждается); - давать трудовые поручения (например: «давай починим книжку»); - учить считаться с желаниями других людей (детей, взрослых); - учить ждать своей очереди; - чаще давать одобрения; - не лишать свободы («посиди, подумай»), лучше дать задание, поручение; - необходим контроль за выполнением заданий; - напоминать о правилах поведения; - подвижные игры, в которых требуется временное прекращение движения, типа «Стоп, машина!», «Морская фигура замри». |
Сангвиник | - внешне похожи на холериков, но поведение управляемое; - движения более плавные, жесты, мимика плавные; - устойчивое жизнерадостное настроение; - быстро засыпают и быстро просыпаются; - быстро привыкают к новым условиям (лёгкая адаптация); - быстро находят друзей; - быстро справляются с заданиями; - в играх берут на себя как главные, так и второстепенные роли | - необходимо контролировать их привычки (т.к. быстро сходятся с людьми и перенимают многое от них); - - необходим контроль за выполнением заданий (т.к. быстро переключаются на другой вид деятельности); - необходимо привлекать к разнообразным видам деятельности (т.к. они готовы делать все и всем помогать); - им подходят все виды игр |
Флегматик | - сильно уравновешен; - малоактивен; - делает всё медленно, но верно; - поведение устойчивое; - их трудно вывести из себя; - долго привыкают к новым условиям, плохо адаптируются; -привычки и навыки формируются долго, но они становятся прочными; - речь неторопливая с паузами между словами; - могут долго заниматься одним делом | - не торопить при выполнении заданий и в речи; - стараться не вводить много новых элементов в их жизнь; - знакомство с людьми (не более 1-2 человек) должно происходить в знакомой обстановке; - больше подходят игры малой подвижности и настольно-печатные |
Меланхолик | - очень ранимы, обидчивы; - быстро утомляются (у них слабая нервная система); - ведут себя тихо; - малоактивны; - не любят, когда их тормошат; - не выкрикивают (даже если точно знают ответ); - играют спокойно, часто в одиночку; - им необходимо время для обдумывания задания и выполнения работы; - не стремятся к широкому общению; часто боятся других людей, общения с ними | - необходим более продолжительный отдых (раньше уложить спать и позже разбудить); - знакомство с людьми (не более 1-2 человек) должно происходить в знакомой обстановке; -не сажать рядом с шумными детьми (холериками); - не кричать, не делать замечаний; - не сажать за дальние столы (будут заниматься «своими» делами, не буду слушать педагога) |
[1] Крутецкий В.А. Психология.- М.: Просвещение,2000.-336с.
Предварительный просмотр:
Портрет гиперактивного ребёнка[1]
Основные признаки:
I. Дефицит активного внимания:
- непоследователен, ему трудно удерживать внимание;
- не слушает, когда к нему обращаются;
- с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его;
- испытывает трудности в организации;
- часто теряет вещи;
- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
- часто бывает забывчив.
II. Двигательная расторможенность:
- постоянно ёрзает;
- проявляет признаки беспокойства (суетливые движения руками, ногами; барабанит пальцами, двигается на стуле, в кресле; бегает, забирается куда-то);
- спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
- очень говорлив.
III. Импульсивность:
- начинает отвечать, не дослушав вопроса;
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
- плохо сосредотачивает внимание;
- не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза);
- не может контролировать и регулировать свои действия; поведение слабо управляемо правилами;
- при выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты (на одних занятиях ребёнок спокоен, на других – нет; на одних успешен, на других - нет).
Если в течение 6 и более месяцев устойчиво проявляются 6 признаков, то можно предположить, что ребёнок гиперактивен. (Но диагноз может поставить только врач!)
Особенности работы с гиперактивными детьми:[2]
- указания должны быть немногословными;
- не давать несколько инструкций сразу (например: «пойди в комнату, убери игрушки. Потом помой руки и иди обедать.»); указания следует давать порциями, после выполнения предыдущего (необходим контроль за выполнением заданий);
- последовательность в воспитании, единство требований;
- пример спокойного поведения взрослого, не переходить на крик (т.к. у детей перевозбуждается нервная система и они становятся неуправляемыми);
- заранее предупреждать детей о начале новой деятельности (например: звонок будильника);
- при выполнении ребёнком поручений взрослого, необходима похвала, поощрение;
- соблюдение режима дня (когда дети переутомляются, проявляется двигательное беспокойство, снижение самоконтроля);
- избегать «одёргиваний» ребёнка;
- похвала и положительные реакции не должны преподноситься слишком эмоционально (т.к. у детей перевозбуждается нервная система, и дети становятся неуправляемыми);
- объяснение поступка ребёнка и наказание (но не физическое) лишь после того, как ребёнок успокоится (и будет способен вас слушать);
- не допускается либерально-попустительский стиль взаимодействия (т.к. дети начинают манипулировать взрослыми);
- взрослым необходимо сдерживать свои обещания, данные ребёнку;
- стараться не использовать в речи частицу «не» (вместо «не кричи», лучше сказать «веди себя тихо», «разговаривай спокойно»);
- необходимо ограничивать пребывание ребёнка в больших, шумных компаниях детей и взрослых;
- важно, чтобы ребёнок высыпался;
- релаксация (свободное движение под музыку, глубокое дыхание, мышечное расслабление, поглаживание тела), лёгкий массаж;
- подвижные игры, в которых требуется временное прекращение движения, типа «Стоп, машина!», «Морская фигура замри».
[1] Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. – М.: Сфера, 2007. – С. 75-76.
[2] Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 277-286.
Предварительный просмотр:
Портрет агрессивного ребёнка[1]
Основные признаки:
- часто (чаще по сравнению с другими людьми) теряют контроль над собой;
- часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми;
- намеренно раздражают взрослых, отказываются от выполнения их просьб;
- часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках;
- завистливы и мнительны;
- часто сердятся и прибегают к дракам.
Если в течение 6 и более месяцев устойчиво проявляются 4 признака, то можно говорить об агрессивности детей.
Дополнительные признаки:
- дети сверхчувствительны к негативному отношению к себе;
- низкий уровень эмпатии (сочувствия, сопереживания);
- слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;
-не умеют прогнозировать последствия своих действий;
- положительно относятся к агрессии (так как через неё чувствуют свою силу, значимость);
- слабо развит самоконтроль;
- многие ситуации воспринимают как враждебные, угрожающие ему;
- боятся непредсказуемости в поведении взрослых (родителей);
- рассеянное внимание, неустойчивое запоминание;
- высокий уровень тревожности;
- неадекватная самооценка (чаще заниженная);
- чувствуют себя отверженными.
Особенности работы с агрессивными детьми:
- единство требований в семье;
- отказ от физических наказаний;
- больше похвалы, поощрений;
- пример спокойного поведения взрослых;
- чаще выражать ребёнку любовь к нему (если он не отталкивает);
- развивать положительную самооценку;
- включение ребёнка в секции, кружки по интересам;
- разработка системы поощрений («альбом успехов», медали, аплодисменты и др.);
- ролевые игры, этюды (на изображение эмоций);
- творческие задания;
- собирание пазлов;
- ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдёшь к действию»;
- релаксация (свободное движение под музыку, глубокое дыхание, мышечное расслабление);
- рисование, лепка гнева с последующим обсуждением;
- комкание бумаги, битьё подушки или боксёрской груши, топание ногами, пинание мяча, втирание пластелина в бумагу.
[1] Смирнова Т.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С. 11-13.
Предварительный просмотр:
Портрет тревожного ребёнка[1]
Основные признаки:
- постоянное беспокойство, частые слёзы на глазах;
- трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо;
- мышечное напряжение (особенно в области лица и шеи);
- раздражительность;
- нарушение сна (ребёнок долго и плохо засыпает, мало или совсем не спит, часто снятся страшные сны);
- смущается чаще других детей, краснеет в незнакомой ситуации;
- пуглив, многое вызывает страх;
- не уверен в себе, своих силах, боится трудностей.
Если в течение 6 и более месяцев устойчиво проявляется хотя бы 1 признак, то можно предположить, что ребёнок тревожен.
Дополнительные признаки:
-низкий уровень самооценки;
- очень самокритичны;
- часто говорят, что ничего не боятся (иногда сквозь слёзы).
Помимо этого при тревоге могут проявляться:
- головные боли, боли в животе;
- головокружение;
- спазмы в горле;
- затруднённое поверхностное дыхание;
- сухость во рту;
- слабость в ногах;
- «ком» в горле;
- учащённое сердцебиение;
- руки влажные, холодные;
- сильно потеет.
Особенности работы с тревожными детьми:
- не предъявлять завышенные требования;
- не сравнивать с другими детьми;
- пример спокойного поведения взрослых (иначе тревожность взрослого передаётся на ребёнка);
- важно устанавливать с ребёнком контакт глаз;
- повышать самооценку детей;
- чаще хвалить (но не льстить, не врать, т.к. дети чувствуют ложь);
- нельзя торопить, подгонять детей;
- не рекомендуются задания на скорость (спортивные эстафеты – травма для этих детей);
- спрашивать их лучше в середине занятия;
- зарисовывание страхов, сочинение про них сказок, рассказов;
- ролевые игры (где с куклами, игрушками дети могут обыгрывать свои страхи);
- «секретничать» с детьми (взрослым необходимо рассказывать о своих детских страхах, т.к дети часто скрывают свои);
- релаксация (свободное движение под музыку, глубокое дыхание, мышечное расслабление, растирание, поглаживание тела), массаж, йога; игры, связанные с телесным контактом (например: «Сиамские близнецы», «Липучка», «Кенгуру» и т.п.).
[1] Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. – М.: Сфера, 2007. – С. 28-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Индивидуально-психологические особенности детей трех лет
Психологические особенности трех лет.Ведущая деятельность ребенка.Речевое развитие ребенкаНегативизмРекомендации по воспитанию детей а период кризиса....
Индивидуально-психологические особенности детей трех лет
Психологические особенности трех лет.Ведущая деятельность ребенка.Речевое развитие ребенкаНегативизмРекомендации по воспитанию детей а период кризиса....
«Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании развивающей среды».
Пространственно-предметный компонент среды – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда в нашей группе создает условия для индивидуализации и г...
Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста
Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...