Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения
консультация (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения
Автор: Синельникова Павлина Алексеевна
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.
С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.
Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Вся деятельность педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна.
Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные Основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год. В нем отражены такие мероприятия как:
- Проект «Наш любимый детский сад»
- «Веселые старты»
- «Я - Человек», «Я среди людей»
- «Я вырасту здоровым»
- «Мой город», «Моя страна»
- «Символы Российского государства»
- «Герои Отечества»
- Проект «Наша дружная семья»
- «Их именами славится Россия»
- «Ими гордится земля россошанская»
- Зимние забавы, проект «Зимняя олимпиада»
- Проект «День защитников Отечества»
- «Мама, папа, я – спортивная семья»
- Проект «Масленица»
- Православный праздник «Пасха»
- Проект «День победы»
- Праздник «Лето на ладошке»
- «Туристический слет»
- «Летние олимпийские игры»
Комплексно-тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей реализуется путем ознакомления детей с христианской этикой. Дети посещают воскресную школу в Свято-Ильинском храме, знакомятся с историей православных праздников и святыми, посещают службы в воскресные и праздничные дни.
Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите Отечества: «С родимой земли - умри не сходи», «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит», «Один в поле не воин», «Храбрость города берёт». Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей.
Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.
Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе туристических походов, пешеходных прогулок и экскурсий.
Во время походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края, его богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому, любви к ближним.
Ежегодно на День Победы и в день освобождения города Россошь от немецко-фашистских захватчиков (16 января) с детьми участвуем в митингах на месте воинской славы (братском захоронении площади Пески) с музыкально-литературными композициями. Путешествуя по городу, дети узнают, в честь кого были названы улицы города. Походы не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, прививают у детей гражданско-патриотическое качества, чувство взаимовыручки, товарищества, поддержки, здорового образа жизни.
Специально организованная среда, через реализацию моей программы дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый гражданин России», дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Воронежской области и Россошанского района, с руководителями нашей страны, известными людьми, героями войны, труда, жизнью людей, прославивших россошанскую землю (поэтессой Раисой Дерикот, краеведом А. Морозовым композитором гимна Россоши - А. Дубровиным, скульптором Малининым, и др.)
Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Это встречи с интересными людьми, тактико-строевые занятия, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края. Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки ко Дню Победы, к Смотру песни и строя, посвященного Дню Защитника Отечества, особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, является военно-спортивная игра «Зарница», которая проводится между детьми старших групп с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе, обязанности каждого мужчины – защищать свою Родину. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать. Мною разработаны комплексы утренней гимнастики «Мы - моряки», «Мы – военные летчики», где дети стремятся правильно выполнять упражнения, чтобы быть мужчинами. Все это служит серьезной мотивацией для проведения игры.
В процессе игры «Зарница» совершается бег, ловкость, глазомер, развивается выносливость, смекалка, воспитывается организованность, дух соперничества, желание быть похожими на солдат.
Формирование представлений об олимпизме часть не только физического, но и нравственно-патриотического воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также успешно решаются через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Все мы спорили, переживали, болели и вытирали слезы от переполняющего чувства гордости, когда российский флаг почетно поднимался вверх под звуки знакомого с детства гимна нашей страны. Это чувство патриотизма плюс интерес и любовь к спорту и здоровому образу жизни не сформировались в нас в одночасье. Подобное осмысление жизни закладывается годами, а начинает прививаться в дошкольном детстве, когда происходит становление личности ребенка.
В связи с этим появилась необходимость разработки проекта по олимпийскому образованию дошкольников «Летние Олимпийские игры», который опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку. Целью проекта являлось воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении с олимпийским движением.
На детей подробно ознакомили с историей возникновения и проведения Олимпийских Игр. Далее была представлена история современного олимпийского движения (символы: белый флаг с изображением пяти разноцветных колец, девиз «Быстрее, выше, сильнее» и талисман). На следующем этапе проводились соревнования по античным олимпийским видам спорта – бегу, прыжкам, метанию. Такие мероприятия, проведенные в игровой форме, не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, воспитывают гражданско-патриотические чувства, пропаганду здорового образа жизни.
Так формируется модель дошкольника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами, с потребностями в здоровом образе жизни, с творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Я разработала детей старшего дошкольного возраста дополнительную программу нравственно-патриотического воспитания «Новый гражданин России», завоевав 2 место в районном конкурсе методических материалов по патриотическому воспитанию детей в номинации «Методическое обеспечение в свете концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи». Курс ориентирован на проектную деятельность, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий во внеурочной деятельности разнообразные: экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
Вместе с дошкольниками участвую в конкурсах разных уровней, пополняя портфолио детей грамотами и сертификатами от участников до победителей. Это районные конкурсы «Славны были наши деды», «Солдаты - Родины сыны», всероссийские «Филимоновское чудо», «Лес – душа России, душа народа» и др. Мои дети стали победителями регионального этапа «Зелёная планета» за проекты «Дубки» (2011 год), «А ведь нашем сердце есть и птиц тепло» (2014 год), заняв 3 место.
Отбираю материал и его количество доступный для восприятия и понимания детей, использую разные методы и приёмы, организовала предметно — развивающую среду в группе.
Заключение.
Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_v_usloviyah_sovremennogo_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения
Автор: Синельникова Павлина Алексеевна
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.
С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.
Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Вся деятельность педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна.
Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные Основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год. В нем отражены такие мероприятия как:
- Проект «Наш любимый детский сад»
- «Веселые старты»
- «Я - Человек», «Я среди людей»
- «Я вырасту здоровым»
- «Мой город», «Моя страна»
- «Символы Российского государства»
- «Герои Отечества»
- Проект «Наша дружная семья»
- «Их именами славится Россия»
- «Ими гордится земля россошанская»
- Зимние забавы, проект «Зимняя олимпиада»
- Проект «День защитников Отечества»
- «Мама, папа, я – спортивная семья»
- Проект «Масленица»
- Православный праздник «Пасха»
- Проект «День победы»
- Праздник «Лето на ладошке»
- «Туристический слет»
- «Летние олимпийские игры»
Комплексно-тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей реализуется путем ознакомления детей с христианской этикой. Дети посещают воскресную школу в Свято-Ильинском храме, знакомятся с историей православных праздников и святыми, посещают службы в воскресные и праздничные дни.
Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите Отечества: «С родимой земли - умри не сходи», «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит», «Один в поле не воин», «Храбрость города берёт». Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей.
Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.
Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе туристических походов, пешеходных прогулок и экскурсий.
Во время походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края, его богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому, любви к ближним.
Ежегодно на День Победы и в день освобождения города Россошь от немецко-фашистских захватчиков (16 января) с детьми участвуем в митингах на месте воинской славы (братском захоронении площади Пески) с музыкально-литературными композициями. Путешествуя по городу, дети узнают, в честь кого были названы улицы города. Походы не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, прививают у детей гражданско-патриотическое качества, чувство взаимовыручки, товарищества, поддержки, здорового образа жизни.
Специально организованная среда, через реализацию моей программы дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый гражданин России», дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Воронежской области и Россошанского района, с руководителями нашей страны, известными людьми, героями войны, труда, жизнью людей, прославивших россошанскую землю (поэтессой Раисой Дерикот, краеведом А. Морозовым композитором гимна Россоши - А. Дубровиным, скульптором Малининым, и др.)
Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Это встречи с интересными людьми, тактико-строевые занятия, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края. Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки ко Дню Победы, к Смотру песни и строя, посвященного Дню Защитника Отечества, особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, является военно-спортивная игра «Зарница», которая проводится между детьми старших групп с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе, обязанности каждого мужчины – защищать свою Родину. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать. Мною разработаны комплексы утренней гимнастики «Мы - моряки», «Мы – военные летчики», где дети стремятся правильно выполнять упражнения, чтобы быть мужчинами. Все это служит серьезной мотивацией для проведения игры.
В процессе игры «Зарница» совершается бег, ловкость, глазомер, развивается выносливость, смекалка, воспитывается организованность, дух соперничества, желание быть похожими на солдат.
Формирование представлений об олимпизме часть не только физического, но и нравственно-патриотического воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также успешно решаются через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Все мы спорили, переживали, болели и вытирали слезы от переполняющего чувства гордости, когда российский флаг почетно поднимался вверх под звуки знакомого с детства гимна нашей страны. Это чувство патриотизма плюс интерес и любовь к спорту и здоровому образу жизни не сформировались в нас в одночасье. Подобное осмысление жизни закладывается годами, а начинает прививаться в дошкольном детстве, когда происходит становление личности ребенка.
В связи с этим появилась необходимость разработки проекта по олимпийскому образованию дошкольников «Летние Олимпийские игры», который опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку. Целью проекта являлось воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении с олимпийским движением.
На детей подробно ознакомили с историей возникновения и проведения Олимпийских Игр. Далее была представлена история современного олимпийского движения (символы: белый флаг с изображением пяти разноцветных колец, девиз «Быстрее, выше, сильнее» и талисман). На следующем этапе проводились соревнования по античным олимпийским видам спорта – бегу, прыжкам, метанию. Такие мероприятия, проведенные в игровой форме, не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, воспитывают гражданско-патриотические чувства, пропаганду здорового образа жизни.
Так формируется модель дошкольника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами, с потребностями в здоровом образе жизни, с творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Я разработала детей старшего дошкольного возраста дополнительную программу нравственно-патриотического воспитания «Новый гражданин России», завоевав 2 место в районном конкурсе методических материалов по патриотическому воспитанию детей в номинации «Методическое обеспечение в свете концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи». Курс ориентирован на проектную деятельность, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий во внеурочной деятельности разнообразные: экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
Вместе с дошкольниками участвую в конкурсах разных уровней, пополняя портфолио детей грамотами и сертификатами от участников до победителей. Это районные конкурсы «Славны были наши деды», «Солдаты - Родины сыны», всероссийские «Филимоновское чудо», «Лес – душа России, душа народа» и др. Мои дети стали победителями регионального этапа «Зелёная планета» за проекты «Дубки» (2011 год), «А ведь нашем сердце есть и птиц тепло» (2014 год), заняв 3 место.
Отбираю материал и его количество доступный для восприятия и понимания детей, использую разные методы и приёмы, организовала предметно — развивающую среду в группе.
Заключение.
Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...
«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Приобщение детей к русской культуре, к русским традициям, воспитание любви к близким, к родной природе, воспитание чувства патриотизма....
Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...
«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и ...
Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».
Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...
Гаджимурадова Гулбес. Анализ проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ "Соловушка" ХМАО-Югра, п.г.т. Белый Яр.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других ...