Рекомендации
консультация

Голушко Наталия Константиновна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_m.d._igry.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Сказка»

г. Козьмодемьянск

Рекомендации для родителей

Музыкально-дидактические игры для развития

 музыкального восприятия

Подготовила:

музыкальный руководитель

Голушко Н.К.

г. Козьмодемьянск,

ноябрь 2019 год


Рекомендации для родителей

Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия

      Для развития у детей восприятия музыки (музыкальной памяти, умения различать настроения, характер музыкальных произведений) можно использовать также некоторые игры. Но сначала прочтите детям сказку Е. Королѐвой о двух основных ладах музыки: мажоре и миноре. Один из нихокрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой любит яркие, весѐлые, жизнерадостные краски (мажор), познакомившись со сказкой, ребѐнок легче отличит мажорное по настроению звучание музыкального произведения от минорного.

Два брата (сказка)

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать. Бывало сядет он на свой трон и скучает, от скуки ногами болтает, От скуки прикажет печенье подать, а солдатам -

песню запевать. Солдаты были у него необычные-все, как один, певцы отличные.И за это, кстати сказать, стал Дин-Дон их звуками звать. Споют Звуки королю одну песню, другую, Король захрапит, и звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра, утром встанут, крикнут «Ура!»

Король проснѐтся, с боку на бок повернѐтся, и всѐ заново начнѐтся:

Скука, печенье, солдатское пение от этой жизни звуки до того обленились,

Что петь как следует совсем разучились.

 Король был ужасно огорчѐн.

Даже скучать перестал он. Заставляет их петь и так и сяк,

А они не хотят никак

И вот однажды прибыли в Звукляндию из далѐкой

страны Ладии два брата -Лада. Один был весѐлый плясун, хохотун, другой -грустный, задумчивый. Весѐлого звали Мажор, а грустного -Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему... Во дворец явились, Королю, как положено, поклонились.

Здравствуй, Дин-Дон, -говорят. Хотим послушать твоих солдат.

А ну,-скомандовал Звукам король, запевать все изволь! Раз, два! Раз, два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова. Не выдержали этой музыки братья,

Закричали на два голоса: «Хватит!»

Давай, -говорят, -Дин-Дон, мы тебе поможем, Из Звуков твоих песню ладную сложим. Выстроил Мажор Звуки в ряд -Получился звукоряд. Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайся!». Звуки быстренько рассчитались: Тон, тон, полутон, Тон, тон, тон, полутон Запевай! -скомандовал Мажор. Звуки запели. Все мы дружно встали вряд, получился звукоряд. Не простой -мажорный. Радостный, задорный. Закончили Звуки петь -

шагнул вперѐд Минор. Скомандовал: «На тон-полутон рассчи-и-тайсь!». Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Запевай! скомандовал Минор. Звуки запели.

Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную поѐм. И сейчас мы заревѐм.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии. Дин-Дон по-другому жить стал, Под новую музыку спать перестал, загрустит он- Минор явится, Захочет веселиться -Мажор появится. Стали Звуки жить ладно, И песни звучали складно

«Волшебный мешочек» Е. Королёва

Цель:

Развивать музыкальную память.

Игровой материал:

небольшой красиво оформленный аппликацией мешочек. В нём игрушки:мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры:

участников может быть любое количество.

«Дети, -говорит взрослый, -к нам пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Детям проигрываются на любом музыкальном инструменте или напеваются мелодии знакомых произведений: «Собачка», «Птичка» и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаѐт из мешочка игрушку и показывает всем.

«В лесу»

Игра развивает навыки восприятия музыки.

Игровой материал: На планшете изображѐн лес: 2-3 дерева, пенѐк приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создаѐтся объѐмность, и, кроме того, к одной половине ѐлки (дерева, пенька, кустика) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (ѐжика, лисички, мышки и т.д.). Фигурка девочки, вырезанная из картона, ставится рядом с лесом.

Ход игры:

«Посмотрите, какой красивый лес, -говорит взрослый. -Здесь берѐзки, ѐлочки. Девочка Таня пришла собирать в лес грибы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверѐк. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте мелодию песенки и отгадайте». В исполнении взрослого, в грамзаписи или на каком-либо инструменте исполняется, например,песня «Заинька» (русская народная мелодия). Для проверки ответа ребѐнку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка ѐлки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

«Кто подошёл к теремку»

Игра развивает у детей умение запоминать и различать музыкальные произведения. Для игры потребуется картинка (лучше из картона) с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от теремка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.

Ход игры: Взрослый начинает сказку: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребѐнку, прости послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Отгадав музыкальную загадку, ребѐнок, пользуясь выдвижной лентой, показывает взрослому свой вариант ответа.

«Слушай, слушай, различай...»

Прослушайте с детьми музыкальные произведения (можно использовать грамзапись) и поговорите с ними о музыке. Предлагаемые игровые задания активизируют слуховое восприятие и помогут почувствовать выразительность услышанного.

«Полька», П.И. Чайковский

Всем хорошо известен весѐлый подвижный танец. Он исполняется легко, отрывисто, с подскоками. Прислушайтесь, меняется ли характер музыки? Теперь попробуйте хлопать под музыку польки. Вначале, когда она звучит высоко, хлопайте в ладоши над головой, а, когда музыка будет звучать ниже -опустите руки и хлопайте по коленям. Скажите, а как нужно отхлопать в последней части.

«Клоуны», Д.Б. Кабалевский

Спросите ребѐнка, как называются артисты в цирке, которые веселят публику разными шутками. Конечно клоуны. Композитор Д.Б. Кобалевский сочинил для детей пьесу, которую назвал «Клоуны». Попросите ребѐнка прислушаться и сказать, чем подходит эта музыка для клоунов, почему она так называется. Попроситеребѐнка нарисовать к этой музыкальной пьесе

картинку.

Младший дошкольный возраст

«Птица и птенчики»

Цель игры:упражнять детей в определении высокого и низкого регистров.

Описание: карточки по количеству детей с изображением: на первой -птица, на второй -птенчики.

Методика применения:дети слушают попевки Е.Тиличеевой «Труба», «Качели», «Эхо», «Гармошка» -различают два звука. Поднимают карточку с птенцом -высокий звук, с птицей -низкий звук.

«Кого встретил колобок?»

Цель игры :воспринимать и различать пьесу «Кого встретил колобок:» Г. Левдокимова. Описание: карточка из картона разделена на две части: слева изображѐн колобок, справа -вверху вырезано окошечко так, чтобы в него вставлялась полоска в виде линейки, разделѐнная на квадратики. В них персонажи русской народной сказки «Колобок» (заяц, лиса, волк, медведь).

Методика применения:педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определѐнном регистре. Дети отгадывают кто изображѐн в музыке и выдвигают в окошечко тот персонаж, которого встретил колобок.

Музыкальный репертуар:

«Кого встретил колобок?» Г.Левдокимова.

«Кто в домике живёт?»

Цель игры: развитие у детей музыкально-ассоциативного восприятия.

Описание: сказочный домик из картона с окошечками, карточки с изображением различных животных.

Методика применения: аналогична игре «Кого встретил колобок?»

Музыкальный репертуар:на усмотрение музыкального руководителя.

«Пчёлка»

Цель игры:упражнять детей в различении динамических оттенков: «тихо», «громко».

Описание:большое зелѐное «поле» из картона с наклеенными на него 6 цветами, бочонок с мѐдом, пчѐлка на проволочке.

Методика применения:ребѐнок отворачивается, в это время педагог «прячет» бочонок за одним из цветков. Ребѐнок водит пчѐлку от одного цветка к другому (пчела «ищет» мѐд). В это время звучит музыка: тихо —мѐда в этом цветке нет, громко -мѐд в этом цветке.

Старший дошкольный возраст

«Солнышко и тучка»

Цель игры: развивать у детей представления о различном характере музыки (весѐлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Описание: карточки из картона трѐх видов -на одном изображено сияющее солнышко; на другом -солнышко, чуть прикрытое тучкой (спящее); на третьем —тучка с дождѐм.

Методика применения:детям раздают карточки и предлагают послушать три музыкальных произведения. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки. Тот ребѐнок, карточка которого соответствует данному характеру музыки, поднимает еѐ.

«Песня, танец, марш»

Цель игры:развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Описание: по три карточки на каждого ребѐнка, на которых изображены: на первой -поющая девочка; на второй -пляшущая девочка; на третьбей -марширующий мальчик.

Методика применения: дети слушают поочерѐдно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующий жанру пьесы.

Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.

«Музыкальный домик»

Цель: развивать у детей умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Описание: сказочный домик, вырезанный из картона с шестью окошками, шесть карточек с изображением какого-либо музыкального инструмента (бубен, барабан, треугольник, тарелки, металлофон, триола).

Методика применения: педагог показывает детям домик и говорит, что он сказочный, в нѐм живут различные музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. Педагог исполняет несложную мелодию на каком-либо инструменте так, чтобы дети не видели.

Ребѐнок, исполняющий задание, определяет на слух инструмент и вкладывает карточку с соответствующим изображением в окошечко домика.

Музыкальный репертуар:

используются знакомые детям песенки -попевки.

«Громкая -тихая музыка»

Цель игры:закреплять умение в различении оттенков музыки: «тихо», «громко», «не слишком громко».

Описание: цвет квадрата условно соответствует определѐнному динамическому оттенку: бледно окрашенный квадрат -тихому звучанию музыки, квадрат с более насыщенной окраской -более громкому звучанию, ярко окрашенный квадрат -громкому звучанию.

Методика применения:педагог использует музыкальную пьесу, где динамические оттенки изменяются последовательно. Дети выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

«Музыка –цвет –настроение»

Цель игры:

развивать у детей представление о различном характере музыки.

Описание: выдвижные карточки различных цветовых оттенков. Светлые тона условно соответствуют нежному, мягкому характеру; тѐмные, густые -мрачному; красный —торжествующему.

Методика применения: детям раздают карточки и предлагают послушать произведения. Дети выдвигают в окошечко квадратик того цвета, который условно соответствует данному характеру музыки.

«Весело -грустно»

Цель игры:развивать у детей представление о характере музыки (весѐлая, грустная)

Описание:два клоуна, вырезанных из картона: весѐлый и грустный.

Методика применения:дети слушают пьесу весѐлого или грустного характера и с помощью пособия определяют еѐ характер (поднимают картинку с соответствующим изображением).

«Азбука настроений»

Цель игры: учить детей определять настроение музыкального произведения. Учить детей выражать настроение мимикой.

Описание: карточки с различным выражением оттенков настроения лица

клоуна: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе.

Методика применения: дети слушают произведения различного характера, подбирают карточку с соответствующим выражением настроения, с подходящим цветом дляопределения эмоционального состояния.

Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.

«Сколько в музыке частей»

Цель игры: развивать у детей представление о двух-, трѐхчастной музыкальной форме, форме «рондо» и т.д.

Описание: различные по цвету геометрические фигурки, вырезанные из картона.

Методика применения: дети слушают произведения и ребѐнок, выполняющий задание, на фланенеграфе выкладывает то количество фигурок, которое количеству частей произведения

Режим доступа: https://docplayer.ru/235822-Muzykalno-didakticheskie-igry-dlya-razvitiya-muzykalnogo-vospriyatiya.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: -   с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...