25.07.2022 Родительское собрание "Адаптация к детскому саду"
консультация

Хасанова Лилиана Фаниловна

Родительское собрание "Адаптация к детскому саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

        

        

Выступление на родительском собрании от 7.10.2019 г.

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

                                                                                                                    Подготовил:

                                                                                                                             педагог-психолог

                                                                                                                        Хасанова Л.Ф.

        

2019 г.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. 

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы: 
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада

Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

 - помощь ребенку раннего возраста в решении актуальных задач развития и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями;

 - психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей и педагогов.

Рассмотрим основные направления работы по психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации

Профилактика — позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем в будущем. Особенность профилактики детей раннего возраста заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей или лиц их заменяющих, воспитателей, а также других работников дошкольной образовательной организации .

 Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит, диагностировать их. Итак, первичная диагностика проходит по трем направлениям: - характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных; - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком; - оценка психоэмоционального состояния детей раннего возраста через анализ индивидуального листа адаптации. По результатам проведенного анкетирования родителей воспитатели обозначают для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями

Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями. Основная задача заключается не просто в информировании родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка раннего возраста, но и разработать рекомендации по взаимоотношениям родителей с детьми в этот период.

Коррекционная работа (индивидуальная, групповая) заключается в возможности устранения проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. Задачами коррекционной работы с детьми раннего возраста в период адаптации являются: - создание благоприятного психологического климата; - принятие и понимание ребенка таким, какой он есть; - предоставление ребенку раннего возраста относительной свободы и самостоятельности в поведении .При проведении занятий воспитатели должен, прежде всего, учитывают возрастные особенности детей раннего возраста, а именно знать о том, что ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах. В этой связи они зачастую могут косвенно проявляться, а именно через отставание в развитии, капризность, агрессивность и пр. Вышеперечисленные обстоятельства обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей, в том числе и в период адаптации .Показателями успешного окончания адаптационного процесса у ребёнка раннего возраста являются: - уравновешенность, позитивное настроение ребёнка во время общения с родителями; - спокойное настроение в период всего пребывания в группе, выполнение поручений взрослых, проявление инициативы в общении с воспитателями и другими работниками дошкольной образовательной организации; - доброжелательные взаимоотношения со сверстниками; - хороший аппетит и проявление самостоятельности в употреблении пищи; - крепкий дневной сон в группе Таким образом, процесс адаптации детей раннего возраста будет проходить наиболее успешно, если: - определить уровень адаптированности ребёнка к дошкольной образовательной организации; - организовать коррекционно-развивающую среду для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период; - определить динамику адаптационных возможностей через систему комплексных занятий; - обеспечить методической и практической поддержкой родителей и педагогов; - преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.

Развивающая работа (индивидуальная, групповая) заключается в том, что воспитатель ориентируется на средневозрастные нормы развития детей данного возраста для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, причем ребенок может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Развивающая работа, прежде всего, ориентирована на работу с факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

В коррекционно-развивающей работе в период адаптации я провожу занятия по программе А.С.Роньжиной.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
  • Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

При проведении занятий, я учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации. Исходя из индивидуальных особенностей поведения ребенка, время нахождения ребенка в группе увеличивается постепенно. Ребенок может сам выразить желание спать и обедать вместе с детьми. Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

Советы родителям

В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:

Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов

           ( это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом);

В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала;

В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада;

В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу , заботливы и терпеливы;

Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей.

Литература:

  1. «Сама в садик я ходила» Е.П.Арнаутова, К.Р.Овсепян, Москва «Карапуз» 2004;
  2. «Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей» Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф., СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005;
  3. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Роньжина А.С., М.: Книголюб, 2003;
  4. «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет» А.С.Галанов, М.: АРКТИ, 2002;
  5. «Популярная психология для родителей. Какой у вас ребёнок?» Шелопухо О.А., М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание в форме родительского вечера "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Цель родительского собрания: Организовать эффективное взаимодействие  детского сада и семьи по вопросу развития музыкальных способностей детей....

Организация детско-родительских проектов в детском саду.

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, направленно...

Методические рекомендации "Организация детско-родительских проектов в детском саду"

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности дет...

Родительское собрание в детском саду № 1 «Интересные деньки у нас в саду».

quot;Конспект родительского собрания во второй младшей группе"...

Родительское собрание в форме родительского вечера Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка

Родительское собрание в форме родительского вечераВзаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка...