Методические рекомендации "Организация детско-родительских проектов в детском саду"
учебно-методический материал по теме
Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, направленной на достижение поставленной цели и предусматривающая сотрудничество детей со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация детско-родительских проектов в детском саду.
Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, направленной на достижение поставленной цели и предусматривающая сотрудничество детей со взрослыми.
Метод проектов - это система постепенно усложняющихся практических заданий, с помощью которой происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваются интеллектуально.
Внедряя технологию проектного обучения в систему образовательной работы, мы соблюдали следующие требования к ее использованию:
- наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность детей;
- структурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов («мозговой штурм», наблюдения и др.).
Задачи использования данной педагогической технологии определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Для решения задач в ходе проекта большое внимание уделяется сотрудничеству с семьёй. Привлекаются родители к участию в жизни группы и детского сада. Строим свою работу в последовательности «Воспитатель – Ребёнок – Родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребёнка, а также объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.
В своей деятельности в первой младшей группе и второй младшей группе мы использовали такие проекты:
1.Проект «Здравствуй Детский сад» (адаптация детей)
Целью нашего проекта является:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи проекта:
- Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников;
- Оказать педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
- Реализовать модель социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями.
Основная идея проекта – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду.
2. Детско-родительский проект «Заботимся о птицах»
Цель:
Расширять представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Продолжать сотрудничество детского сада и семьи.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
2.Расширять знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в холодное время года
4. Научить детей правильно их подкармливать
5. Привлекать родителей к активному участию в жизни группы и детского сада.
Актуальность проекта:
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Срок реализации проекта: декабрь- февраль
3.Проект «Наши мамы»
Цель: Воспитание любви и уважения к близкому человеку – маме, заботы о ней.
Задачи:
- Развивать коммуникативные навыки детей, учить называть членов семьи и ближайших родственников.
- Побуждать детей устойчивой социально-личностной связи друг с другом и взрослым.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Вызывать положительные эмоции в процессе продуктивной деятельности.
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к мамам к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Актуальность проекта:
Мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Помочь детям понять значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к маме, и семье.
Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.
Ожидаемые результаты:
- Дети владеют информацией о своей маме, семье.
- Умеют называть членов семьи и ближайших родственников.
- Имеют представление о труде взрослых.
- Понимают значимость семьи в жизни каждого человека.
- Умеют организовать сюжетно - ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
- Проявляют заботу и уважение ко всем членам семьи.
Этапы проекта
1.Накопительный (информационный подготовительный)
Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток.
Вовлечь родителей в работу над проектом.
2. Практический (организационный, реализация проекта)
Оформление фотовыставки «Моя мама».
4. Детско – родительский проект: «Папин день».
Посвящённый празднику:
«День защитника Отечества».
Актуальность: Дети второй младшей группы ещё не имеют представления о стране, армии, государственных праздниках, таких как «День защитника Отечества». Участие детей в проекте «Папин день» поможет детям получить первые знания, о государстве в котором они живут, армии, которая их защищает, а так же о государственном празднике «Дне защитника Отечества», почему в этот праздник принято поздравлять своих пап и дедушек.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско – взрослого проекта «Папин день».
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «страна», «государственный флаг», «армия», государственный праздник «День защитника Отечества».
- Воспитывать у детей любовь и уважение к своему государству, членам своей семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
- Развивать коммуникативные, творческие навыки детей.
- Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной коммуникативной деятельности.
5 Познавательный проект "Огород на окне"
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи
- Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес);
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Для решения задач в ходе проекта большое внимание уделяется сотрудничеству с семьёй. Привлекаются родители к участию в жизни группы и детского сада. Строим свою работу в последовательности «Воспитатель – Ребёнок – Родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребёнка, а также объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.
В ходе подготовки проектов важно отметить, что происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:
1. Активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта.
2. Психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей.
3. Развитие педагогической компетентности родителей.
4. Расширение словарного запаса детей.
5. Развитие мышления, памяти, воображения, креативности.
6. Развитие коммуникативных способностей.
Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.
Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка. Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Проекты в дошкольном образовательном учреждении.»
Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимостью решения целого ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологичес...
Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика...
Методическая разработка "Метод проектов в детском саду"
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...
Методическая разработка познавательно-исследовательского, творческо-игрового, проекта в детском саду, младшей группы: «Тайна дождика»
ТТема нашей разработки достаточно актуальна для данного возраста,так как она подразумевает под собой общение с природой,познание тайн явлений природы.Участие детей в проекте позволит сформироват...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
Экологические проекты в детском саду.Методическое пособие.
экологические проекты в доу...
Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
Методическая разработка:Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду....