Статья на тему: «Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника»
статья (подготовительная группа)

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igra.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ильницкая А.И., воспитатель

ГБДОУ детский сад №40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника»

Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:                  повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии,                  оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию,                  делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам,                  соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).       В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Обязательным элементом дидактическим игр является:

      Отражение учебного материала.

     Выделение игровых задач.

      Наличие правил.

      Действия играющих.

      Подведение итогов игры.

Методика организации дидактических игр:

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ. Подготовка: Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний). Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы. Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры. Выбор места. Определение количества играющих. Подготовка необходимого дидактического материала. Подготовка к игре самого воспитателя. Подготовка к игре детей. Проведение игры: ознакомление детей с содержанием игры, объяснение хода и правил игры. Правила игры: -  Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей. -  Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре. От детей требуется - умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Саморазвитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания:

      Сочетание умственной задачи с активными действиями.

      Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).

Вот несколько примеров дидактических игр на сенсорное развитие для детей старшего дошкольного возраста

«Похож-не похож»

 Цель: формировать умение детей сравнивать предметы. Замечать признаки сходства по цвету, форме, величине; развивать наблюдательность, мышление, речь. Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка. Игровые действия. Поиск похожих предметов. Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате. Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих: «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, чем они похожи».

«Цвета»

Цель: развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста. Ход игры: Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного и т.д.). Повторять предметы не разрешается. Так можно организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов. «Заполни пустые клетки» Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки. Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трёх цветов. Правила игры. Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по- иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

«Сравни и запомни»

Цель:  осуществить зрительно – мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять представления о геометрических фигурах. Игровой материал. Набор геометрических фигур. Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в их нужную фигуру. Выигрывает тот. Кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

 Для детей дошкольного возраста характерно обладание чувственного познания окружающего мира. В работе с детьми воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснениях правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно.

Подводя итог с детьми дошкольного возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.  

Литература

1.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.- Изд. Просвещение 2015  2.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2018.

3.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Картотека игр, цель которых, сенсорное развитие детей дошкольного возраста., а именно младшей и средней группы....

Консультация для воспитателей «Игры, направленные на сенсорное развитие детей»

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника.

Конспект на тему: "игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника" составила воспитатель первой категории Исаева Диана Зейнудиновна....

«Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника»

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цв...

Статья "Игры, направленные на сенсорное развитие ребёнка-дошкольника"

Статья Разенковой Е.В. посвящена теме сенсорного развития дошкольников с помощью игровой деятельности. В качестве примеров сенсорных игр приводятся задачи со счётными палочками....