Памятка для родителей "Гласные звуки"
методическая разработка (подготовительная группа)

Памятка для родителей "Гласные звуки" Последовательность формирования умения различать гласные звуки у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_zvuki_-_kopiya.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей                                                             «Последовательность формирования умения различать гласные звуки у детей дошкольного возраста»

  1. Все звуки, окружающие человека, делятся:
  • на музыкальные;
  • на бытовые (стук упавшего предмета, шипение масла на сковороде и т.д.);
  • на природные (шум дождя и ветра);
  • на речевые (звуки речи).
  1. Речевые звуки мы не только слышим, но и произносим.                  Речевые звуки бывают гласными и согласными.
  2. Гласных звуков в русском языке – 6.

Гласные звуки: - «А»,  «У»,  «О», «И»,  «Ы».  

  1. Характеристика гласных звуков:
  • Гласные звуки можно долго петь (тянуть).
  • У гласных звуков есть голосок. Его можно определить, если приложить тыльную сторону ладони к горлышку.
  • Язык, губы и зубы не мешают свободному выходу воздуха изо рта.
  1. Гласные звуки при звуковом анализе слов обозначают красным цветом (квадрат или кружок).
  2. Гласные звуки очень важны при образовании слогов, поэтому их называют слогообразующими. По количеству гласных звуков можно определить количество слогов в слове. Дети должны уметь быстро и правильно определять количество гласных звуков в словах.

Упражнения для определения гласных звуков

  1. Познакомить детей с четкой артикуляцией звуков:

«А» -  рот широко открыт;

«У» - губы складываются в маленький кружок;

«И» - губы растянуты в улыбке;

«О» - губы вытягиваются в овал.

«Ы» - рот слегка приоткрыт губы в спокойном состоянии.

  1. Научить детей выделять гласный  звук в начале слова.

Чтобы правильно определить звук, его нужно пропеть и посмотреть на артикуляцию звука. Обратите внимание, что звук «О» должен быть в ударной  позиции. Если ребёнок выполняет упражнение без зеркала, то можно пальчиком пощупать артикуляцию.

  1. Научить детей выделять гласный звук в конце слова.

Все слово произносится нормальным темпом, а в конце слова поем  гласный звук и смотрим на артикуляцию.

 Упражнение выполняется аналогично первому.

  1. Научить детей выделять гласный звук в середине слова из слов типа «МАК», «СТОЛ» (слова с одним гласным звуком)

Упражнение выполняется аналогично первому.

  1. «Назови первый и последний звук в словах»:

ИголкА,  УлиткА, ОвощИ, АпельсинЫ, ИндюкИ.

  1. «Назови 2 гласных звука в словах (последовательно)»:

Луна, туча, лиса, ноты, кино, вата.

Бочка, палка, тучка, вилка, дочка.

Звук «О» должен быть под ударением.                                    

 Слово произносится по слогам. В каждом слоге выделяется  

гласный звук, а потом называются оба звука.

  1. «Назови три гласных звука в слове»:

Картошка,  баранка, радуга, мартышка, улитка.      

          Обратите внимание, что звук «О» должен быть под ударением.

  1. Определи место звука в слове.

Определи место звука «А» в слове: «Замок»                                                (Звук «А» находится в середине слова)

Определи место звука «А» в слове: «альбом»                                                                  (Звук «А» находится в начале слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Звуки и буквы"

Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова. Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, ...

Памятка "Буквы и звуки"

Синим цветом обозначены буквы, обозначающие всегда твердые согласные звуки (Ж, Ш, Ц), зеленым - всегда мягкие согласные звуки (Ч, Щ, Й), сине-зелеными прямоугольничками - буквы, которые могут обознача...

«Звуки, звуки…» Памятка для родителей и детей.

Характеристика звуков для звуко-буквенного анализа...

Памятка для родителей "Звуки и буквы"

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить что такое "буква" и что такое "звук"....

Памятка для родителей "Звуки речи"

Памятка напоминает родителям о том, что такое гласные и согласные звуки, чем отличаются твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки...

Памятка по постановке звуков

Памятка постановки звуков на индивидуальных занятиях...

Памятка «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Данные речевые игры и упражнения можно использовать дома при закреплении с ребенком правильного звукопроизношения....