Памятка для родителей "Звуки речи"
консультация
Памятка напоминает родителям о том, что такое гласные и согласные звуки, чем отличаются твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davayte_zapomnim.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Давайте запомним!
Звуки - звуки мы слышим и произносим.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).
Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо).
Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко).
Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Назови первый гласный звук.
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка).
Сложи звуки.
Взрослый произносит слог или слово по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: н,о,с – «нос».
Зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Назови слова на звук …
Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
Какое слово задумано?
Взрослый показывает детям картинки и называет их,
пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка). Используем только звуки, которые ребенок проговаривает.
Поймай звук.
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
Подскажи последний звук.
Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Моделирование связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи приёмами мнемотехники"
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системекоррекционной рабты с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
Памятка для родителей "Речь на кончиках пальцев"
Памятка для родителей «Речь на кончиках пальцев»Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детейДвижения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики ус...
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Речь воспитателя.
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....
Памятка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Памятки для ежедневных совместных занятий родителей и детей по развитию речи, по развитию связной речи. Анкета для родителей об отношении к чтению....
Памятка " ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА"
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "РЕЧЬ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ".
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: " РЕЧЬ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ"....
Памятка по развитию речи
Памятка по развитию речи в помощь родителям...