Разговор, как психотерапевтическое средство
методическая разработка (средняя, старшая группа)
В статье представлены практические методы и приемы работы с детьми при разрешении проблем в жизни ребенка (сочинение историй, чтение рассказов, беседы, проигрывание ситуаций и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_kak_psihoterapevticheskoe_sredstvo.docx | 14.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговор, как психотерапевтическое средство
Общаясь с ребенком мы формируем у маленького человека общечеловеческие ценности. Называя каждый предмет, действие, любое явление, событие, отмечая словом хорошее и плохое, красивое и безобразное, доброе и злое, радостное и грустное, мы очеловечиваем развивающуюся психику ребенка, формируем не только новые уникальные знания об окружающем мире вещей и людей, но и очень важную эмоциональную сферу ребенка, сложные эмоции: сочувствия, сопереживания, содействия. Поэтому следует объяснять ребенку, что только человек может творить добро, и кто такой добрый человек. И здесь слово, сказанное взрослым, выполняет особую функцию, создает духовные ценности, учит пониманию добра и зла, хорошего и плохого.
Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают затруднения и наша задача помочь ему решить их.
Использование рассказов при терапии включает сочинение историй, которые рассказывают детям, сочинение разных историй детьми, чтение рассказов из книг, привлечение каких-либо предметов как материала для сочинения рассказов. В число таких предметов могут включаться разнообразные картинки, проективные тесты, куклы, узоры на песке, детские рисунки. Полезны театральные реквизиты.
Проговаривание и проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе. Например, фантазии о победах, превосходстве, свойственные тихому, робкому ребенку - источник выхода его обид и агрессии, механизм психологической защиты. Понимание этого дает возможность родителям узнать о конфликте с обидчиком и помочь разобраться ребенку в своих чувствах и переживаниях. Фантазии часто сигнализируют взрослым о детских бедах и проблемах.
В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребенка отличается спокойствием, отсутствием серьезных нервно-психических перегрузок.
Чаще встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью, вследствие чего ребенок невротизируется, испытывает психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. В психологии есть очень четкое высказывание: «Невроз ребенка – это невроз семьи».
Понять проблемы ребенка может помочь техника «закончи рассказ». Например, предлагается продолжить такой рассказ: «Однажды …(называется имя ребенка) не хотел убирать игрушки. Тогда мама и папа …(имя ребенка) быстро собрали игрушки и …»
Можно использовать так же и технику совместного рассказывания. Суть техники заключается в том, что сначала предлагается ребенку рассказать историю, затем рассказывается история собственного сочинения, в которой участвуют те же персонажи, которые использовал ребенок, но предлагая лучшее решение. Поскольку рассказ ребенка представляет собой проекцию, он будет отражать какие-то жизненные ситуации ребенка. Каждый рассказ заканчивается выводом или моралью, вытекающим из фабулы рассказа.
Непосредственное вербальное самовыражение обладает мощным воздействием на внутренний мир ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Разговор, как психотерапевтическое средство"
В данном буклете представлен материал для педагогов "Разговор, как психотерапевтическое средство"(по системе Марии Монтессори)...
«Использование игровых психотерапевтических техник в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми? Всё дело в том, что игра для ребёнка - е...
Сценарий проведения психотерапевтической прогулки
Польза прогулки для здоровья ребенка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Но не всегда прогулка для ма...
Психотерапевтические сказки: "Сказки Мышки-Аришки".
Серия психотерапевтических сказок, объединенных одним рассказчиком. Так задумано, что все сказки рассказывает маленькая мышка – Аришка. Сочинение сказочных историй, как способ решения различных ...
ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники
Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...
Сказкотерапия как одно из основных средств психотерапевтического воздействия на детей.
На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка....