Культура взаимодействия педагога с родителями
консультация

Иванова Ирина Валерьевна

Культура взаимодействия педагога с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_vzaimodeystviya_pedagoga_s_roditelyami.docx725.93 КБ

Предварительный просмотр:

        

Культура взаимодействия педагога с родителями обучающегося

hello_html_ec3cad2.jpg

             «Будьте хорошим слушателем.

Поощряйте других говорить о самих себе,

и чаще используйте улыбку

вам будет сопутствовать успех».

Дейл Карнеги

Актуальность

Проблема культуры взаимодействия педагога с семьями воспитанников в последнее время попала в разряд самых актуальных.  Данное направление в условиях информационного общества является для современного воспитателя наиболее сложным, т.к. изменилась современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших технологий, более широкие возможности получения образования). Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).

Исследователи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Р.В. Овчаров, рассматривают взаимодействие с семьей как социально- психологическую систему с большим воспитательным потенциалом. Е.П. Арнаутова, Р.С. Буре, О.Л. Зверев, В.М. Иванова, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, Т.А. Куликова, трактуют педагогическое положение о семье как воспитательной системе, неотъемлемой частью которой является тесное взаимодействие с образовательным учреждением. Ю.П. Азаров, П.П. Пивненко, Т.В. Волкова в своих трудах говорят о высокой роли взаимодействия образовательных учреждений с семьей и членов семьи между собой для развития личности ребенка. Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана.

По данным самоанализа, проделанного педагогами детского сада, основной причиной, тормозящей эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, является:

Проблемное поле взаимодействия детского сада и современной семьи

        

Как проявляются проблемы?

  • Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….
  • Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….
  • Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.

Педагоги осуждают, обвиняют, критикуют родителей …

  • низкий культурный уровень (общий и педагогический);
  • насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;
  • доминирование в семье материальных ценностей над духовными,
  • отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;
  • перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада;
  • пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением.

Родители осуждают, обвиняют, критикуют педагогов…

  • отсутствие всестороннего внимания к ребенку, его физическому и интеллектуальному развитию;
  • отсутствие веры в способности ребенка;
  • слабую подготовку к школе;
  • возрастающие потребности учреждений в материальной поддержке образования со стороны семьи.

Страдают все, но прежде всего ДЕТИ!

Сложные ситуации относятся к ряду явлений, решение которых нельзя отложить на какое-то время, поскольку от характера взаимоотношений педагога с семьей зависит эффективность воспитательно-образовательной работы с ребенком. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника, - все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.

Как говорят медики, «болезнь лучше предотвратить, чем лечить», значит, мы должны поговорить о том, какими приемами эффективного общения с родителями должен владеть воспитатель, какие цели и задачи он должен ставить перед собой. Но сначала выясним, что же такое культура взаимодействия или сотрудничества педагога с семьями воспитанников.

Культура взаимодействия (сотрудничества) – это общение педагога с родителями «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие также предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. 

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

        В современном обществе взаимодействие педагогов и родителей невозможно без учета интересов и запросов семьи.

В ФГОС ДО сформулированы   требования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Юсьвинский детский сад "Солнышко" - Страничка для родителей

Цель: «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Задачи:

  1. Установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, т.е. работать в тесном контакте с родителями.
  2. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, т.е. научить родителей жить и быть счастливыми в современных условиях социума.
  3. Вовлечь родителей в единое образовательное пространство.
  4. Способствовать улучшению детско-родительских отношений.
  5. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  6. Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.

Поскольку, воспитатель – главная фигура непосредственного взаимодействия и всех контактов с детьми и семьями воспитанников, поэтому он должен обладать профессиональной компетентностью.

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения

с родителями воспитанников складывается из:

•        Личностного компонента

•        Содержательного компонента (знания)

  • Деятельностного компонента (умения и навыки)

Личностные качества и установки

(личностный компонент)

•        Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников

•        Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями

•        Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями

•        Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

Знания

(содержательный компонент)

•        о семье

•        об особенностях семейного воспитания

•        о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

•        о методах изучения семьи

•        о современных формах организации общения

•        о методах активизации родителей.

Умения и навыки

(деятельностный компонент)

•        Умение преодолевать психологические барьеры общения

•        Владение методами изучения семьи

•        Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

•        Умение ориентироваться в информации

•        Умение конструировать программу деятельности с родителями

•        Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями

•        Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Поскольку в процессе общения педагога с родителями решаются познавательные и личностно-развивающие задачи, данный процесс правильно будет называть педагогическим общением. В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения:

•        групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;

•        дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с 2-мя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т.д.).

С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог.

Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Вся работа педагога с родителями идет через общение.
Каждый день переступая порог детского сада, группы, родители должны чувствовать, что здесь их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка.

Примерный кодекс общения:

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Начинать общение с приветствия.
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


Как помочь ребенку привыкнуть к новому воспитателю в детском саду? Мир глазами мамы

Этапы установления доверительно-деловых отношений

Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка.

На втором педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на сотрудничество.

На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка.

Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие.

Ошибки в общении педагога с родителями:

  • Панибратские отношения педагогов и родителей мешают профессиональной деятельности, способствуют распространению в родительской среде внутренней, закрытой информации, вредят имиджу учреждения. Коммуникация между родителем и педагогом должна вестись по имени-отчеству, с нейтрально-уважительным обращением на «Вы».
  • торопливость в оценке ребенка с акцептом на негативные проявления,
  • пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта.

И еще, педагог должен помнить следующее:

1.        Нельзя выносить суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

2.        Нельзя поучать. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

3.        Нельзя ставить «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

4.        Нельзя выпытывать. Никогда не задавайте родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

5.        Нельзя разглашать «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

6.     Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.


стихи Записи в рубрике стихи Дневник LaBilena : Дневники на КП

В заключении хочется сказать, что:

  1. Воспитательные функции семьи и ДОО различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
  1. Главным условием преемственности является  установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
  2. Педагог создает культуру последующих поколений, воспитывает детей и родителей, воспитывает и учит своим поведением, отношением к людям, внешним видом.

Еще в 12 веке великий персидский поэт Саади Ширази написал …

        

         

                                                    Литература
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с. 
2. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С.37-43.

3 .Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР - М.: Педагогика, 1983. - С.332,376.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников

Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников...

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников».

laquo;Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников»....

Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников»

Родительская семья - важнейший институт формирования культуры здоровья подрастающих поколений. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца, родители для детей - это жизненный &quo...