Развитие речевого дыхания у дошкольников
статья

Беляев Александр Иванович

Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Данный процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша хорошее умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако существует понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или возможна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое главное, какие же это занятия?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.

Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости. Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга. Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;

Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни. Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.

Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами: идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей; имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности; везанический тип: характерно для детей с умственной слабостью; эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами; инфантильный тип: для этого типа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма. Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды. легкая УО – дебильность; умеренная УО – слабовыраженная имбецильность; тяжелая УО – выраженная имбецильность; глубокая УО – идиотия.

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно. Развитие крупной и мелкой моторики ребенка. Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга. Тактильное восприятие окружающего мира. Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.). Восприятие предметов Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию. Кинетическое развитие. Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д. Формирование зрительного восприятия. И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз. Формирование слухового восприятия. Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков животных. Осознание времени и пространства. Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам. Взаимодействие со взрослыми. Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.

Примеры коррекционных занятий и упражнений Для развития крупной и мелкой моторики: Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать; Работа с пластилином; Перекладывать вещи из одного места в другое; Пройти по прямой начерченной педагогом линии; Пробежать, неся в руке какой-то предмет; Работа с меловой доской и т.д. Для развития памяти и внимательности: Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки; Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память; Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество; Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма; Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет. Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка: Убрать руки за спину по команде; Быстро вытереть доску или убрать игрушки; Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения; Быстрое движение рук по согласно команде. Для различения предметов по их свойствам: Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.; Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.; Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков. Для особо беспокойных детей: Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями. Спокойно посидеть несколько секунд; Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша; Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.); Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.

Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Развитие речевого дыхания у дошкольников.

Развитие речевого дыхания. Упражнения и стихи по теме «Осень».Развитие речевого дыхания очень важно для дошкольников в любое время года. Я постаралась подобрать для вас игры, упражнения и стихи, спосо...

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...