Конспект занятия для детей старшей группы «О правах — играя»
план-конспект занятия (старшая группа)
Развиваю способность анализировать действия сказочных героев и людей. Создаю ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создание условий для знакомства детей с основами человеческих прав.
Задачи:
- Познакомить детей, в интересной и занимательной форме, с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека».
- Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев и людей, создавать ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.
- Активизировать познавательный процесс, обогащать речь детей новыми словами.
- Воспитывать доброжелательность детей, умение общаться со сверстниками.
Словарная работа: права человека, «цветок Счастья», страна Правдилия, личная неприкосновенность, комплимент, неприкосновенность жилища,
Материал
на доске «цветок Счастья», надпись «Правдилия», иллюстрации к сказкам: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»; атрибуты для драматизации: избушка, костюмы лисы, заюшки, петушка, кота, Бабы-Яги, подарок для Бабы-Яги.
Диск «Танец маленьких утят».
Мотивация: найти лепестки «цветка Счастья» с правами (игровая мотивация) .
Предварительная работа:
беседы о правах человека, ребенка, рассматривание иллюстраций: «Права ребенка», чтение сказок, беседы по сказкам, характеризуя героев, обращая внимание на нарушение прав, рисование: «Наши права», разучивание пословиц, поговорок о дружбе, семье, здоровье.
Ход занятия
1 часть
- Я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы.
- Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось ни одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.
- Как, по-вашему, нужно ли помогать людям, животным, попавшим в беду? - Почему?
- Сможем ли мы помочь жителям Правдилии?
- Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем права этой страны. Но для оказания помощи мы должны знать много сказок. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
- Итак, в Правдилию, вперед! (Дети идут, взявшись за руки)
- По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль глядя, широкими глазами,
Шли ребята знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают нас на свете.
2часть.
- А вот и первая сказка, присаживайтесь, ребята. (инсценировка отрывка из сказки «Кот, лиса и петух»)
- Вспомнили сказку? Как она называется?
- Кто просит о помощи в этой сказке?
- Что вы можете сказать про лису? Какая она?
-Почему она так поступила? Что ею нарушено?
- Лиса нарушила право.
- Чтобы узнать, какое право нарушила лиса, надо найти красный лепесток «цветка Счастья».
- Давайте, ребята, быстро отыщем красный лепесток, ведь на нем написано одно из прав. (Дети находят лепесток) .
Воспитатель читает надпись на лепестке: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу».
- Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем «цветку Счастья» красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право на личную неприкосновенность.
- Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право героев на жизнь и свободу? Дети показывают иллюстрации к сказкам, называют право, нарушенное героем. («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»).
- И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность. Как оно соблюдается?
- Вспомните ссоры среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы ссоритесь, какими вы становитесь? А не лучше ли эту злость и отрицательные эмоции направить в игру «Петушиные драки».
- Давайте превратимся в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками). «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры.
(Дети играют в игру «Петушиные драки»)
- Предлагаю всем петушкам помириться.
3 часть.
К нам спешит другая сказка.
(Появляется лубяная избушка, из которой слышно пение лисы)
- Ой, избушка. Давайте заглянем. Кто же в ней живет? (Стучу в избушку)
Лиса: «Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам».
- Кто же это? (дети отвечают)
- Правильно, это лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка».
- А где же сам зайчик? (Появляется плачущий зайчик) .
Зайчик: «Как же мне быть, где я буду жить? А-а-а! »
- Мы знаем, заинька, о твоем горе. Но знаешь, мы сейчас в стране Правдилия, и стоит только отыскать синий лепесток, произойдет чудо. Ребята, давайте поищем его.
Лиса: «Что вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти».
(Дети находят лепесток, лиса выходит из избушки) .
Лиса: «Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я просто пошутила».
- Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано?
Воспитатель читает надпись: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь».
- Вот это право зайчика нарушила лиса.
- Вспомните, в каких сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища?
Дети находят иллюстрации к сказкам «Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка», показывают и объясняют, кем какое право было нарушено.
- Молодцы, и синий лепесток мы отдаем «цветку Счастья».
Прикрепляю лепесток на «цветок Счастья».
- Я предлагаю говорить друг другу больше добрых слов, комплиментов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.
Игра «Скажи другу комплимент».
Детям предлагают по очереди говорить друг другу комплименты. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
4 часть.
(Появляется Баба Яга)
Б. Яга: «Кто, такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?
- Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.
Б. Яга: «Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились? »
- Б. Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летала?
Б. Яга: «Ну, летала! А вам то что? »
- А «цветок Счастья » там видела?
Б. Яга: «Ну, видывала! А дальше то что? »
- И разноцветные лепестки с него сорвала?
Б. Яга: «Ну, сорвала! (испуганно, хватается за голову). Ой, голова старая, садовая, проболталась таки! (с догадкой) Вы это что, за ними пришли? »
Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Б. Яга, верни, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: «Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них нет! Да и на все права, которые на лепестках написаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Султана и Соловья-разбойника. А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
- Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки.
Б. Яга: «Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне».
- Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Б. Яге.
Дети по очереди называют своё имя и фамилию.
- Ну что, Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя и фамилию?
Б. Яга: «Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право».
- Б. Яга, теперь верни нам, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: «Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает? »
- Это почему?
Б. Яга: «Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей».
- Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Б. Яга?
- Конечно, нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.
Б. Яга: «Опять со мной спорите! Не отдам лепестки! » (Баба-Яга сердитая уходит в избушку, топает ногами)
- Мне почему-то стало жалко Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы. Её даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем.
- Дорогая, Бабуленька – Ягуленька, поздравляем тебя с Днём Рождения, желаем здоровья, счастья и добра!
Б. Яга благодарит, возвращает лепестки, прощается с детьми и уходит.
Воспитатель читает надпись: право на лечение, обучение и отдых.
5 часть.
- Ребята, мы собрали все лепестки. Посмотрите, какой красивый «цветок Счастья»! Предлагаю вам воспользоваться правом на отдых. Вы умеете отдыхать? Как вы отдыхаете? (дети отвечают)
- Приглашаю, вас, на весёлый «Танец маленьких утят».
- А теперь пора возвращаться в детский сад.
Мы «цветку Счастья» помогли,
И лепестки его нашли.
Теперь нам в детский сад пора.
До встречи, добрые друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы "Право ребенка на имя"
Дан полный, развернутый конспект на предложенную тему....
Конспект занятия для детей старшей группы "Правила дорожного движения"
Конспект занятия для детей старшей группы "Правила дорожного движения"...
Конспект занятия для детей старшей группы «Правила дорожного движения»
продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения,о правилах поведения на улице, познакомить детей со знаками,обозначающими пешеходные переходы, обобщить знание детейо сигналах свето...
Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права».
Занятие в форме игры-путешествия по островам (по правам ребенка)...
Конспект занятия для детей старшей группы «Правила дорожного движения» 2020-2021гг
Конспект занятия для детей старшей группы «Правила дорожного движения»...
Конспект занятия для детей старшей группы «Правила дорожного движения».
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения...
Конспект игры-занятия для детей старшей группы «Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Цель: обогащение игровых сюжетов детей, за счет накопления знаний по теме и пополнения игровой среды в группе ДОУ....