Конспект занятия для детей старшей группы «О правах — играя»
план-конспект занятия (старшая группа)
Развиваю способность анализировать действия сказочных героев и людей. Создаю ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создание условий для знакомства детей с основами человеческих прав.
Задачи:
- Познакомить детей, в интересной и занимательной форме, с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека».
- Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев и людей, создавать ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.
- Активизировать познавательный процесс, обогащать речь детей новыми словами.
- Воспитывать доброжелательность детей, умение общаться со сверстниками.
Словарная работа: права человека, «цветок Счастья», страна Правдилия, личная неприкосновенность, комплимент, неприкосновенность жилища,
Материал
на доске «цветок Счастья», надпись «Правдилия», иллюстрации к сказкам: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»; атрибуты для драматизации: избушка, костюмы лисы, заюшки, петушка, кота, Бабы-Яги, подарок для Бабы-Яги.
Диск «Танец маленьких утят».
Мотивация: найти лепестки «цветка Счастья» с правами (игровая мотивация) .
Предварительная работа:
беседы о правах человека, ребенка, рассматривание иллюстраций: «Права ребенка», чтение сказок, беседы по сказкам, характеризуя героев, обращая внимание на нарушение прав, рисование: «Наши права», разучивание пословиц, поговорок о дружбе, семье, здоровье.
Ход занятия
1 часть
- Я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы.
- Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось ни одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.
- Как, по-вашему, нужно ли помогать людям, животным, попавшим в беду? - Почему?
- Сможем ли мы помочь жителям Правдилии?
- Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем права этой страны. Но для оказания помощи мы должны знать много сказок. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
- Итак, в Правдилию, вперед! (Дети идут, взявшись за руки)
- По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль глядя, широкими глазами,
Шли ребята знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают нас на свете.
2часть.
- А вот и первая сказка, присаживайтесь, ребята. (инсценировка отрывка из сказки «Кот, лиса и петух»)
- Вспомнили сказку? Как она называется?
- Кто просит о помощи в этой сказке?
- Что вы можете сказать про лису? Какая она?
-Почему она так поступила? Что ею нарушено?
- Лиса нарушила право.
- Чтобы узнать, какое право нарушила лиса, надо найти красный лепесток «цветка Счастья».
- Давайте, ребята, быстро отыщем красный лепесток, ведь на нем написано одно из прав. (Дети находят лепесток) .
Воспитатель читает надпись на лепестке: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу».
- Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем «цветку Счастья» красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право на личную неприкосновенность.
- Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право героев на жизнь и свободу? Дети показывают иллюстрации к сказкам, называют право, нарушенное героем. («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»).
- И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность. Как оно соблюдается?
- Вспомните ссоры среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы ссоритесь, какими вы становитесь? А не лучше ли эту злость и отрицательные эмоции направить в игру «Петушиные драки».
- Давайте превратимся в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками). «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры.
(Дети играют в игру «Петушиные драки»)
- Предлагаю всем петушкам помириться.
3 часть.
К нам спешит другая сказка.
(Появляется лубяная избушка, из которой слышно пение лисы)
- Ой, избушка. Давайте заглянем. Кто же в ней живет? (Стучу в избушку)
Лиса: «Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам».
- Кто же это? (дети отвечают)
- Правильно, это лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка».
- А где же сам зайчик? (Появляется плачущий зайчик) .
Зайчик: «Как же мне быть, где я буду жить? А-а-а! »
- Мы знаем, заинька, о твоем горе. Но знаешь, мы сейчас в стране Правдилия, и стоит только отыскать синий лепесток, произойдет чудо. Ребята, давайте поищем его.
Лиса: «Что вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти».
(Дети находят лепесток, лиса выходит из избушки) .
Лиса: «Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я просто пошутила».
- Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано?
Воспитатель читает надпись: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь».
- Вот это право зайчика нарушила лиса.
- Вспомните, в каких сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища?
Дети находят иллюстрации к сказкам «Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка», показывают и объясняют, кем какое право было нарушено.
- Молодцы, и синий лепесток мы отдаем «цветку Счастья».
Прикрепляю лепесток на «цветок Счастья».
- Я предлагаю говорить друг другу больше добрых слов, комплиментов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.
Игра «Скажи другу комплимент».
Детям предлагают по очереди говорить друг другу комплименты. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
4 часть.
(Появляется Баба Яга)
Б. Яга: «Кто, такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?
- Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.
Б. Яга: «Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились? »
- Б. Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летала?
Б. Яга: «Ну, летала! А вам то что? »
- А «цветок Счастья » там видела?
Б. Яга: «Ну, видывала! А дальше то что? »
- И разноцветные лепестки с него сорвала?
Б. Яга: «Ну, сорвала! (испуганно, хватается за голову). Ой, голова старая, садовая, проболталась таки! (с догадкой) Вы это что, за ними пришли? »
Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Б. Яга, верни, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: «Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них нет! Да и на все права, которые на лепестках написаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Султана и Соловья-разбойника. А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
- Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки.
Б. Яга: «Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне».
- Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Б. Яге.
Дети по очереди называют своё имя и фамилию.
- Ну что, Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя и фамилию?
Б. Яга: «Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право».
- Б. Яга, теперь верни нам, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: «Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает? »
- Это почему?
Б. Яга: «Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей».
- Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Б. Яга?
- Конечно, нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.
Б. Яга: «Опять со мной спорите! Не отдам лепестки! » (Баба-Яга сердитая уходит в избушку, топает ногами)
- Мне почему-то стало жалко Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы. Её даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем.
- Дорогая, Бабуленька – Ягуленька, поздравляем тебя с Днём Рождения, желаем здоровья, счастья и добра!
Б. Яга благодарит, возвращает лепестки, прощается с детьми и уходит.
Воспитатель читает надпись: право на лечение, обучение и отдых.
5 часть.
- Ребята, мы собрали все лепестки. Посмотрите, какой красивый «цветок Счастья»! Предлагаю вам воспользоваться правом на отдых. Вы умеете отдыхать? Как вы отдыхаете? (дети отвечают)
- Приглашаю, вас, на весёлый «Танец маленьких утят».
- А теперь пора возвращаться в детский сад.
Мы «цветку Счастья» помогли,
И лепестки его нашли.
Теперь нам в детский сад пора.
До встречи, добрые друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/19/picture-145157-1353346992.jpg)
Конспект занятия для детей старшей группы "Право ребенка на имя"
Дан полный, развернутый конспект на предложенную тему....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-1018432-1520181028.jpg)
Конспект занятия для детей старшей группы "Правила дорожного движения"
Конспект занятия для детей старшей группы "Правила дорожного движения"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-1220132-1581959772.jpg)
Конспект занятия для детей старшей группы «Правила дорожного движения»
продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения,о правилах поведения на улице, познакомить детей со знаками,обозначающими пешеходные переходы, обобщить знание детейо сигналах свето...
Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права».
Занятие в форме игры-путешествия по островам (по правам ребенка)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/08/picture-953144-1620501022.jpg)
Конспект занятия для детей старшей группы «Правила дорожного движения» 2020-2021гг
Конспект занятия для детей старшей группы «Правила дорожного движения»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/29/picture-643087-1632921939.jpg)
Конспект занятия для детей старшей группы «Правила дорожного движения».
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения...
Конспект игры-занятия для детей старшей группы «Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Цель: обогащение игровых сюжетов детей, за счет накопления знаний по теме и пополнения игровой среды в группе ДОУ....