В помощь родителям. Игра и школа (беседа вторая)
консультация (подготовительная группа)
Ребёнок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую очередь следует знать, что такое школьная зрелость.
Существует три основных направления, по которым определяется степень готовности ребёнка к школе:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра и школа | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА и школа
Ребёнок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую очередь следует знать, что такое школьная зрелость.
Существует три основных направления, по которым определяется степень готовности ребёнка к школе:
1. Психологическое направление:
- общее физическое развитие;
- характеристика движений;
- степень моторики рук;
- произвольная регуляция действий;
- уровень работоспособности и степень утомляемости.
2. Интеллектуальное направление:
- уровень знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности;
- степень развития мыслительных операций;
- развитие отдельных познавательных психических процессов.
3. Личностная готовность ребёнка:
- наличие нравственных категорий;
- применение волевых усилий;
- сформированность навыков совместной деятельности (навыки общения с детьми и взрослыми);
- умение слушать другого человека;
- уровень самооценки дошкольника.
Готовя ребёнка к учёбе в школе, родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы было место для хранения игрушек, - это поможет приучить ребёнка к бережливости и аккуратности. При этом необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребёнок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно-ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребёнка по подготовке к школе.
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА
№ п/п | Знания, умения и качества ребёнка, которыми он должен обладать перед поступлением в школу | Тематическая направленность игр |
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. | ||
1 | Ребёнок знает: - своё имя, отчество, фамилию, национальность, дату рождения; - имена, отчества и фамилии родителей; всех членов семьи | Настольные игры, пособия, пазлы, лото (в том числе звуковые), викторины, наборы фотографий, карты и т.д. из различных материалов на темы: «Семья», «Моя квартира», «История города» (например, история Тамани) Конструкторы и строительные наборы на темы: «Дом», «Деревенская избушка», «Фермер», «Храм» и др. |
2 | - название станицы, в которой он живёт; - свой домашний адрес; - основные достопримечательности станицы | |
3 | Ребёнок знаком с основами безопасности жизнедеятельности | Игры на изучение основ безопасности жизнедеятельности (наборы дорожных знаков, лото, домино, конструкторы): «Улица», «Опасные ситуации», «Опасно - безопасно», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Азбука пешехода», «Дорога», «Светофор», «Горящий дом» и др. |
4 | Различает виды транспорта | Домино, конструкторы, лото, наглядно-дидактические пособия, рамки-вкладыши по видам транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный и др.), игрушечные машины, в том числе специальные (пожарная, скорой помощи, самосвал, кран, цистерна, ракетовоз и др.) |
5 | Имеет представления о различных профессиях | Настольно-печатные и развивающие игры, лото, дидактические наборы, конструкторы на темы: «Профессии», «Спасатели», «Парикмахерская», «Пожарная станция», «Супермаркет», «Мини-магазин», «Мастерская» и т.д. |
6 | Правильно называет: - месяцы года; последовательность времён года. Знает основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года | Объёмные лото, настольно-печатные игры, дидактические наборы, лото и домино, например, «Времена года», «Многоцветный круг», «Сказочный круг», «Календарь погоды» и др. |
7 | Помнит названия и порядок дней недели | Лото, домино, настольно-печатные и развивающие игры, конструкторы, например, «Всё о времени», «Я учу дни недели», «Весёлый распорядок» |
8 | Различает домашних и диких животных, обитающих в России, жарких и северных странах; знает их повадки и отличия, названия детёнышей; имеет представление о зимующих и перелётных птицах | Игрушки, изображающие животных и их детёнышей, лото, домино, настольно-печатные и развивающие игры, например, «Семья ягнёнка (жеребёнка, козлёнка, поросёнка)», «Кто чья мама?», «Дикие (домашние) животные и их детёныши», «Животные Севера», «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Земля и её обитатели», «Перелётные птицы» и др. |
9 | Знает и различает овощи, фрукты, ягоды, продукты питания | Дидактические пособия, лото (в том числе объёмные), развивающие игры, лото, кубики, мозаики, например, настольно-печатные игры «Корзинка с фруктами или овощами», «Ягоды», «Где мы растём?», «Аскорбинка и её друзья», «Пирамида здоровья» и др. |
10 | Умеет: - рассказывать русские народные сказки; - последовательно пересказывать прослушанный (прочитанный) рассказ; - составлять рассказ по картинке | Настольно-печатные игры, наглядно-дидактические пособия, кукольный театр и т.д., например, «Расскажи сказку», «герои русских сказок», «Сказки го животных», «Играем в театр», «Опрорные картинки для пересказа», «Короткие истории», «Истории в картинках» и другие |
11 | Различает и правильно называет геометрические фигуры: -круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; многоугольник | Дидактические наборы, настольно-печатные игры, лото, конструкторы, развивающие и логические игры, например, «Форма», «Цветная геометрика», «Квадраты», «Геометрические формы» и др. Дидактические игры «Не ошибись!», «Найди по описанию» и т.д. Развивающие и логические игры «Математика 1,2, 3», «Математические весы», «Счётные кубики», «Играем в математику», «Весёлый счёт», «Счётные палочки Кюизенера», «Логика и цифры», «Набор цифр и знаков», «Умное домино» и т.д. |
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. | ||
1 | - различает согласные и гласные звуки; - делит слова на слоги. | Настольно-печатные и развивающие игры, наглядно-дидактические пособия, игры в слова, например, «Заселяем домики», «Звуки», «Весёлые звуки», «Делим слова на слоги», и др. |
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими | ||
1 | Владеет ножницами и карандашом, уметь резать бумагу на полоски, вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры, рисовать карандашом геометрические фигуры, людей, проводить вертикальные и горизонтальные линии, штриховать изображения предметов, не выходя за контуры | Развивающие и логические игры, дидактические пособия и з различных материалов, например, «Геометрическая мозаика», «Трафареты», «Умные клеточки 1,2,3» Подвижные игры. |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. | ||
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | ||
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. | ||
Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. | ||
Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. | ||
Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. | ||
Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
«…Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» - эти строки написаны М.Горьким в прошлом столетии и по-прежнему актуальны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь родителям "Игры с карандашом"
В разработке представлены материалы на развите мелкой моторики с помощью карандаша....
В помощь родителям Игры и упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет
Упражнение 1Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые:большой и маленький, маленький красный квадрат).Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (...
В помощь родителям. Готовимся к школе (беседа первая)
Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка, учёба в школе – нелёгкий труд, к которому ребёнок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его норм...
Статья в помощь родителям "Играем пальчиками - речь развиваем"
Статья в помощь родителям "Играем пальчиками - речь развиваем"...
В помощь родителям. Игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова.
Упражнения для игры в домашних условиях....
Буклеты в помощь родителям. Игры по развитию речи.
Буклет для родителей «Речевые игры с детьми» — это занимательный ресурс для совместного досуга с ребёнком.Цель буклета — организация плодотворного совместного досуга ...
Консультация для родителей " В помощь родителям «Играем с детьми»"
Игры занимают главное место в жизни ребенка. Они являются потребностью детского организма. Родители знают, что дети любят играть, покупают им игрушки. Но не все при этом задумываются, какое воспитател...