Нетрадиционные формы работы с родителями в адаптационный период в группе раннего возраста
консультация (младшая группа)

Ирина Ивановна Русских

Приобщать родителей к жизни детского сада.Тесное взаимодействие с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные формы работы

с родителями в адаптационный период» в  группе  раннего возраста

     Каждая семья, имеющая малыша, знает, что наступит время, когда их ребёнок пойдет в детский сад. Все родители по разному готовятся к этому важному событию. Одни изучают информацию по Интернету, другие читают специальную литературу, третьи черпают знания из бесед со знакомыми, у которых дети уже посещают детский сад. Родителей беспокоит, как их ребенок адаптируется к детскому саду.

    "Адаптация" в переводе с латинского – приспособление. Возможности приспосабливаться у ребёнка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами  испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно. Педагоги также находятся в ситуации адаптации: к новым детям, родителям. Поэтому всем участникам необходима помощь психолога.

        Важно сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо организовать здоровьесберегающее пространство в адаптационный период. Создать благоприятный психологический климат и комфортные условия для всех участников в адаптационный период. Повысить психологическую компетентность педагогов и родителей. Организовать щадящий режима адаптации для детей, педагогов и родителей.

     Огромная работа ведется с семьей. За месяц до открытия группы проходит общее собрание «Адаптация – это серьёзно» для родителей будущих воспитанников, на котором большое внимание уделяется вопросу подготовки ребёнка к поступлению в детский сад и процессу адаптации. Родителей знакомят с условиями и организацией жизни детей в ДОУ, дают понять, что детский сад всегда открыт для них, что здесь работают люди, готовые разделить с семьей заботу о ребёнке.  Адаптация для ребёнка – это стресс. Чтобы привыкание прошло безболезненно, переход ребёнка из семьи в детский сад должен быть  плавным. Воспитатель объясняет родителям, что необходимо дать малышу возможность привыкать к детскому саду постепенно, начиная в первые дни оставлять ребёнка не более чем на 1-2 часа, постепенно увеличивая время пребывания. Групповой график адаптации составлен так, чтобы каждому ребёнку, пришедшему первый раз в детский сад, можно было уделить внимание.

   Воспитатель знакомит родителей с режимом дня в детском саду и предлагает соблюдать его дома. Маленькие дети очень тяжело переживают смену обстановки, а когда она ещё связана со сменой режимных моментов - тем более. Если ребёнок привыкнет просыпаться, есть, играть и гулять в те часы, когда ему предстоит это делать в детском саду, он будет увереннее чувствовать себя в новой обстановке.Умение и желание ребёнка общаться со взрослыми и сверстниками, причём, не только с близкими, но и с малознакомыми очень важно в адаптационный период. Ребёнку будет легче адаптироваться, если он научится знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки.

    Нами  разработаны буклеты для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Ребёнок идет в детский сад», «Как снять эмоциональное напряжение у детей в адаптационный период» и др. Буклеты содержат информацию о подготовке ребёнка к детскому саду, об организации адаптационного периода.

   Воспитатель предлагает родителям заполнить анкету с целью изучения социально-психологического статуса семьи, индивидуальных особенностей ребёнка и прогноза адаптации. Важно выяснить проблемы, которые могут возникнуть, и заранее дать рекомендации родителям. Беседует с родителями по поводу возрастных и индивидуальных особенностей детей, дает рекомендации, отвечает на вопросы.

   Главное для малышей – безболезненно адаптироваться к условиям ДОУ. В группе созданы условия для успешной адаптации, чтобы ребёнок  чувствовал себя благополучно среди многих - как дома, где он единственный.

   Воспитателями совместно с психологом организован уголок психологического комфорта, где ребёнок может уединиться и отдохнуть. Мягкое покрытие, подушки и мягкие игрушки оказывают приятное расслабляющее действия, что способствуют развитию психических процессов, органов чувств, личностных особенностей. Позволяет быстрее устанавливать эмоционально положительный контакт с окружающим миром. Репродукции с изображением природы, создают эмоциональный комфорт и положительно влияют на психическое здоровье ребёнка.

   Отвлечь и успокоить детей после ухода родителей позволяет спокойная музыка. Песенки из любимых мультфильмов, записи со звуками природы поднимают настроение, что очень важно при адаптации ребенка к условиям ДОУ. Дети любят слушать музыку, расположившись на мягких подушках или на диванчике. Они с удовольствием рассматривают фотографии в альбомах книги с яркими иллюстрациями. В группе ребёнка встречает кукла Катя- игрушка, которую очень любят дети, она помогает малышу познакомиться с группой и освоиться. Кукла – хозяйка группы, каждое утро приветствует детей и является главным героем в играх и на занятиях.

   В приёмной оформлен информационный центр для родителей, где все специалисты ДОУ помещают консультационный материал касающийся адаптационного периода. В том числе консультация психолога: «Адаптация - это серьезно» с рубриками: «Готов ли ребенок к детскому саду», «Как подготовиться к важному событию», «Воспитание общительности», «О режиме», «Привыкать к новому легче постепенно», «Первые дни в детском саду», «Техника расставания».

  По окончанию адаптационного периода проводится «Праздник знакомств» – знакомство родителей с детским садом и коллективом. Целью, которого является объединение родителей и специалистов детского сада в деле воспитания, образования и развития детей. А  также организуется оформление фотоальбомов «Моя семья» и фотостенд «Цветок радости и любви», который помогает  показать фотографии своих близких и познакомить с членами своей семьи и узнать, как родители ласково называют своих детей.

                          

 Использовали нетрадиционную  эффективную форму взаимодействия в работе семьи и ДОУ  -  создание родительского клуба «Здравствуй!» в  адаптационный период во второй  группе раннего возраста, где была организована информированность родителей и включенность их в дела детского сада, которая позволила повысить интерес и активность родителей к жизни детского сада в воспитании образовании и развитии ребенка.

Цель работы клуба «Здравствуй!» в  адаптационный период во второй  группе раннего возраста: установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей в адаптационный период.

 

   Только тесное взаимодействие детского сада и семьи даст положительные результаты в деле воспитания, образования и развития ребенка. установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей в адаптационный период. Из этого следует необходимость приобщать родителей к жизни детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями в адаптационный период.

Формы работы с родителями в адаптационный период.Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное ...

«Формы работы с родителями в адаптационный период»

      Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.        Ребенок должен приспособить...

Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего , от ...

Методическая разработка "Формы работы с родителями в адаптационный период"

Материал предназначен для педагогов и родителей. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа восп...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать...

Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ

Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы - развива...

Формы работы с родителями в адаптационный период

В материале представлены формы работы с родителями в адаптационый период для детей раннего возраста...