«Таланты детей на кончиках пальцев»
консультация
Мелкая моторика детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
talanti_detey_na_konchikah_palchev-konvertirovan.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Таланты детей на кончиках пальцев»
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.
Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:
пальчиковая гимнастика;
показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул»,
«колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
конструирование из счетных палочек; лепка из соленого теста и теплого воска;
обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.). Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга»;
сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации);
выполнение аппликаций из природного материала (семян, яичной скорлупы и т.п.);
выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур, букв и др.);
набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1х1см;
нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску; создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей; сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.);
игры с «осьминогами». Утяжеленный предмет (например, мешочек с песком), обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.
Прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок.
Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков – увлекательное занятие.
С удовольствием дошкольники играют в «археологов» - проводят раскопки в песке.
Используя палочки, щетки и кисточки, малыши «обнаруживают» в песочнице спрятанные воспитателем «старинные замки», «древние клады», мелкие игрушки и т.д.
На основе подобных заданий можно организовывать совместную деятельность педагогов и детей по ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, конструированию и т.д.
Играем с песком, водой, воздухом
Для уточнения представлений о текучести воды можно провести несложный опыт: взять два ведерка (стаканчика и др.) наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки). Сравните свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Предложить детям баночки, формочки для переливания воды из одного сосуда в другой.
Вывод: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.
Обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (когда детям даем пить на прогулке). Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «кислый», «соленый»,
«горький».
Сформировать представление о том, что чистая вода не имеет вкуса. Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Предложить взять лист белой бумаги и рядом поставить прозрачную баночку с водой. На основе наглядности дети убедятся, что чистая вода не имеет цвета – она бесцветная.
С этим признаком воды связан другой – прозрачность. Предложить детям в таз с водой бросить камешки. Спросить детей: всегда ли вода бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке, озере, луже? Обобщить: чистая вода – прозрачная; мутная и грязная – непрозрачная. У воды есть еще один признак: способность поверхности воды отражать окружающие предметы (рассмотреть отражения в воде).
Игры с песком. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным.
Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем.
Но песок как строительный материал недолговечен. Дошкольники усваивают только первоначальные представления о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного.
Детей можно познакомить с еще одним свойством песка: влажный - тяжелее сухого. Для этого следует организовать игры с песком «Испечем куличи». Предложить детям насыпать в одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок, сравнить какое ведерко тяжелее. Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее, почему сухой песок легче влажного.
Целесообразно поставить перед детьми познавательную задачу:
«Внимательно рассмотреть песок, найти как можно больше особенностей у песчинок» (разные по размеру, по цвету, по степени блеска).
Опыты с песком: «Куда исчезла вода?», «Фильтрация воды», «Через что быстрее пробегает вода?» (песок, глина).
Игры-эксперименты: «Песчаные бури» (что произойдет с песком и глиной, если дунуть в трубочку?), «Норка для мышки» (из чего нора крепче), «Помой сапожки» (от чего легче отмыть), «Следы на песке» (где остаются четкие следы
– на влажном песке или на сухом?).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. – Мозаика – Синтез, 2009.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2014.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - Мозаика – Синтез, 2014.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – Пед.общ.России, 2007.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – Скрипторий, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таланты детей - на кончиках их пальцев
Вся жизнь ребёнка пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя....
Презентация по кружковой работе "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев"
Из опыта работы по художественно – эстетическому воспитанию кружка «Волшебная бумага»...
Консультация для воспитателей . «Таланты детей на кончиках их пальцев».
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, а...
Консультация для родителей и воспитателей "Таланты детей на кончиках пальцев"
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном возрасте? Также известно, что уровень развития ребенка зависит от степени сформированности движений...
«Таланты детей – на кончиках их пальцев»
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Сегодня мы с вами рассмотрим один из аспектов этой проблем...
Консультация для педагогов: «Таланты детей на кончиках пальцев»
Консультация для педагогов: «Таланты детей на кончиках пальцев»...
"Таланты детей на кончиках пальцев"
Родители, которые уделяют внимание упражнениям по развитию мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: влияют на общее интеллектуальное развитие реб...