Детско - родительский клуб "Сотворчество"
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад №118» «КРЕПЫШ» г. Рязань УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №118» «___»_______2019 года __________Т. Е. Смирнягина |
ПРИНЯТО Советом педагогов МБДОУ «Детский сад №118» Протокол №____ от «___» ____2019года Программа Клуба для родителей «Сотворчество» в МБДОУ «Детский сад № 118» г. Рязани. Составили: Малышева В. Ю. Кузнецова Т. О. Якутина Е. В. |
Содержание
- Содержательный раздел программы «Сотворчество»
- Пояснительная записка
- Содержание работы
- Методы, приемы
- Этапы
- Формы организации
- Ожидаемый результат
- Итоги работы
- Учебный план
- Технологические карты
- Организационный раздел программы «Сотворчество»
- Развивающая предметно – пространственная среда
- Технические средства, используемые при реализации программы
- Приложение
Библиографический список
1. Содержательный раздел программы «Сотворчество»
Пояснительная записка
В настоящее время внимание ученых и практиков обращено к проблемам модернизации дошкольного образования. Противоречие между сложившимися стереотипами стиля, методов педагогической работы и объективными реалиями сегодняшнего дня требуют пересмотра существующих взглядов на систему воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с законом РФ «Об образовании», новыми ФГОС, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», в том числе и художественно-эстетического.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института развития детей. Их воспитательные функции различны, но для творческого, а на его основе и всестороннего развития ребёнка, необходимо их взаимодействие. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
Исходя из этого целью клуба является:
- создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
- творческое развитие личности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ с родителями.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- Установление контакта в сотрудничестве ДОУ и семьи.
- Распространение положительного опыта воспитания детей в семье.
- Оказание квалификационной, консультативной и практической помощи родителям по развитию детского творчества.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностей.
Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и культуры родителей. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи. Всем участникам заседания предлагается ответить на вопросы: какое открытие они для себя сделали в ходе занятия, какие чувства вызвало то или иное упражнение? Родителей просят продолжить фразу: "Я узнала о своем ребенке, что…" либо "Выражение своих чувств вслух – это…" и т. д.
В целях повышения активности родителей в работе клуба большая роль отводится наглядной информации.
Для повышения активности семей воспитанников и более целенаправленного взаимодействия используются красочно оформленные пригласительные билеты. В качестве морального стимулирования отличившимся родителям направляются благодарственные письма с логотипом детского сада.
Положение о клуба «Сотворчество»
1. Общие положения
1.1. Отношения между МДОУ "Детский сад № 118» (далее – ДОУ) и клубом «Сотворчество (далее – кружок) регламентируются родительским договором и Положением о клубе, которым определяются права и обязанности сторон.
1.2. Правовой основой деятельности кружка являются:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании";
- Типовое положение "О дошкольном образовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
- Типовое положение "Об общеобразовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
- Типовое положение "Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204;
- Устав ДОУ;
- родительский договор.
1.3. В состав клуба входят воспитатели группы, учитель-дефектолог, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в развитии своих детей.
1.4. Руководство работой клуба осуществляют воспитатели ДОУ.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Деятельность клуба осуществляется на добровольной основе.
2.2. ДОУ предоставляет помещение для заседаний клуба.
2.3. Участники клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.
Контингент: учитель-дефектолог, воспитатели группы, родители, дети.
Законы клуба
- Здесь принимают активное участие искренние и надежные люди – заботливые родители.
- Ради любви ребенка к родителям учимся любить его и постоянно работать над собой.
- Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.
- Главная оценка в жизни человека – это самооценка.
- Учимся слушать и слышать друг друга в кружке, дома, на улице.
- Приумножаем любовь в мире: учим любить себя, детей, ценить семью.
- Дорожим нашим кружком: работая на себя, повышаем авторитет кружка.
График работы клуба: один раз в два месяца, по средам в 17.30
Руководитель клуба:
- составляет план работы клуба;
- оформляет материалы заседаний (срок хранения три года);
- организует деятельность клуба;
- информирует членов клуба о предстоящих мероприятиях.
Срок деятельности клуба сентябрь- май 2019-2020 учебного года.
Каждая встреча занимает 30-45 минут. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии, подчинены одной теме, которая позволяет использовать сотворчество родителей и детей.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ
- Организационные;
- Наглядные (показ педагога, пример, наблюдения, рассматривание);
- Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
- Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
- Логические;
- Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
- 1 этап. Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений.
- 2 этап. Создание программы сотрудничества.
- 3 этап. Реализации программы сотрудничества.
- 4 этап. Анализ полученных результатов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
- Развивающие игры;
- Игры - эксперименты с материалами;
- Занимательные упражнения;
- Мастер-классы;
- Театральная деятельность.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Создание мотивации, вызывающей у родителей стремление к сотрудничеству с ДОУ и внесению своего вклада в развитие художественного творчества своих детей;
- Умение уважать желание и возможности ребенка;
- Использование сотворчества родителей и детей;
- Создание специальной эстетической среды в группах детского учреждения и дома.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название темы | общее количество занятий |
1. | Открытие клуба «Сотворчество» | 1 |
2. | Творческая мастерская «Осенняя фантазия» | 1 |
3. | Мастер-класс «Ниткография – как одна из основ развития мелкой моторики рук» | 1 |
4. | Школа художников «И никогда не меркнут краски» | 1 |
5. | Первые шаги в театр «В гостях у сказки» | 1 |
6. | Закрытие клуба «Сотворчество» (творческая мастерская) | 1 |
Итого в год | 6 | |
Длительность одного занятия | 30 -45 минут |
ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА (1год)
№ | МЕСЯЦ | тема, цель мероприятия | ответственные |
1. | Сентябрь | Открытие клуба «Сотворчество»
| Воспитатели Учитель - дефектолог |
2. | Ноябрь | Творческая мастерская «Осенняя фантазия»
| Воспитатели – Малышева В. Ю. |
3. | Декабрь | Мастер-класс «Ниткография – как одна из основ развития мелкой моторики рук»
| Учитель -дефектолог Якутина Е. В. |
4. | февраль | Первые шаги в театр «В гостях у почтальона»
| Воспитатели, учитель - дефектолог |
5. | март | Школа художников «И никогда не меркнут краски»
| Воспитатели Кузнецова Т. О. |
6. | Май | Закрытие клуба «Сотворчество» (творческая мастерская)
| Воспитатели, учитель - дефектолог |
Итого в год | 6 | ||
Длительность одного занятия | 30 -45 минут |
(Разновозрастная группа)
№ | Тема | Художественные материалы | Методические приемы |
1. | Открытие клуба «Сотворчество» | музыкальный: «Тишина» Л. В. Бетховен, зрительный: образцы символов, средства: шаблоны, альбомные листы, краски, цв.бумага и др. | Слушание музыки для создания доброй и радостной обстановки. Рассказ воспитателя о работе клуба. Беседа с родителями и детьми о необходимости совместного творчества. Рассматривание образцов символов. Сотворчество родителей и детей по созданию символа клуба. Анализ работ. Выбор символа клуба. Создание альбома «Клубная символика». Совместное чаепитие. (После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо) Дать образец анализа творчества ребенка. |
2. | Творческая мастерская «Осенняя фантазия» | Литературный: поэтические произведения об Осени, музыкальный: музыка П.И. Чайковского «Времена года». зрительный: осенние пейзажи. средства: шкатулка с листьями, вазы для экибаны, сухие душистые травы, краски, цв. бумага, цветы – сухостой и др. | Любование осенними пейзажами. Объяснение понятий «Открытка», Показ презентации «Школа художника – дизайнера». Изготовление вместе с родителями открыток для проекта «Посткроссинг» в другие города Обсуждение творческих работ. (После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо) |
3. | Мастер-класс «Ниткография – как одна из основ развития мелкой моторики рук» | Литературный: поэтические произведения о Зиме, загадки о зиме. музыкальный: музыка П.И. Чайковского «Времена года». средства: Разноцветная бархатная бумага, разноцветные шерстяные нитки, ножницы, образцы детских работ. | Познакомить и показать участникам мастер – класса прием и способ развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как ниткография. Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но ис помощью обыкновенной веревочки. (После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо) (После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо) |
4. | Первые шаги в театр «Кто стучиться в дверь ко мне» | Литературный: сценарий стихотворения, музыкальный: музыка в записях зрительный: элементы костюмов, декораций. | Создание атмосферы театра. Перевоплощение в сказочных героев детей и родителей. Инсценирование стихотворения, согласование действий с партнерами. Сольное и коллективное чтение. Выразительное исполнение ритмических движений, в соответствии с характером музыки. Угощение детей. (После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо) |
5. | Школа художников «И никогда не меркнут краски» | Литературный: поэтические произведения о весне, маме. музыкальный: музыка П.И. Чайковского «Времена года», песни о маме. зрительный: весенние пейзажи, репродукции картин, цветовая гамма (весна). средства: краски, кисти, палитра, марля. | Чтение стихов о весне педагогами, родителями, детьми. Рассматривание иллюстраций, репродукций с весенними картинами в черно – белом исполнении. Вопросы к родителям: Что нужно чтобы почувствовать весеннее настроение? Чего не хватает в картинах? Рассматривание цветовой гаммы, характерной для весны. Предложить родителям рисование нетрадиционным способом «Рисование марлей» (объяснение техники рисования). Совместное творчество родителей и детей. Любование получившимися работами. Оформление выставки «Красавица – Весна». (После занятия предлагается родителям похвалить своего ребенка, исключая фразы: молодец, умница, хорошо |
6 | Закрытие клуба «Сотворчество» (творческая мастерская «Географическая карта») | зрительный: образцы пригласительных открыток. музыкальный: музыкальные произведения средства: краски, кисти, палитра, цв. бумага, картон, ножницы, клей, природный материал, бросовой материал и др. | Слушание музыки для создания доброй и радостной обстановки. Создание коллективной работы по изготовлению географической карты, откуда пришли письма и куда отправились. Сотворчество родителей и детей. Выставка работ. Беседа с родителями и детьми об оценке совместного творчества. Совместное чаепитие. |
2. Организационный раздел программы «Сотворчество»
2.1. Развивающая предметно – пространственная среда
В группах создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая условия для организации образовательной деятельности в режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей, способствующая развитию детского творчества.
2.2. Технические средства, используемые при реализации программы
- Компьютерные презентации,;
- Мультимедиа;
- Аудиозаписи;
- Видеозаписи.
ИТОГ РАБОТЫ
- положительная динамика в развитии творческих способностей детей;
- повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Приложения
Анкета для родителей
- Любит ли ваш ребенок рисовать, лепить, мастерить из бумаги?
- Да – 1
- Нет – 0
- При занятии каким - либо видом деятельности ребенок обращается к вам за помощью?
- Часто -2
- Иногда -1
- Никогда – 0
- Отзываетесь ли вы на эту помощь и как (делаете работу за ребенка, помогаете ему в работе, даете устный совет или рекомендацию, предлагаете подумать самому, отправляете к другому родителю (маме, папе)_______________________________________________________________________________________________________________________
- Как часто вам удается заняться с ребенком прикладной деятельностью вместе с ребенком?
- Каждый день -2
- 2-3 раза в неделю -1
- Реже – 0
- Обращаете ли вы внимание на работы ребенка в в детском саду?
- Часто -2
- Иногда -1
- Никогда – 0
- Даете ли вы оценку работе ребенка?
- Да -1
- Нет -0
- Если ребенок приносит домой свою работу: где, как и сколько вы ее храните?__________________________________________________________
Спасибо за внимание!
Результаты:
Более 5 баллов. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
От 4-2 баллов. Вы искренно стремитесь помочь ребенку, побольше давайте ему самостоятельности.
Менее 2 баллов. Вам недостает знаний, как развивать творческие способности у ребенка.
Список литературы:
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
- Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.
- Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.
- Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
- Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
- Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
- Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5
- Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
- Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5
- Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ/ Перевод с английского М. Шитаревой.М. КРОН ПРЕСС, 1998.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП)....
Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...
Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани Сценарий заседания детско-родит...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Групповое детско-родительское собрание. Сценарий спортивно-интеллектуального детско-родительского развлечения «Красный, желтый, зеленый»
Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и дошкольного учрежден...