Формирование у ребёнка 3 лет представления о себе
консультация по психологии (младшая группа)
Многие психологи полагают, что в возрасте 3-4 лет рождается личность человека. Именно к 3 годам у ребёнка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребёнок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_rebyonka_3_let_predstavleniya_o_sebe2.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у ребёнка 3 лет представления о себе
Ребёнок с помощью взрослого знакомится с такими сферами действительности, как:
- представление о себе («я сам»);
- представление о других людях и об отношениях между ними (2мир людей и человеческих отношений);
- представление о рукотворном мире («предметная среда»);
- Представление о нерукотворном мире («природа»).
Многие психологи полагают, что в возрасте 3-4 лет рождается личность человека. Именно к 3 годам у ребёнка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребёнок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности.
Представление о себе в психологии называют самосознанием, т.е. это весь комплекс знаний о своём внешнем облике и внутреннем мире.
Развитие представлений о себе складывается из двух моментов: из представлений о себе как об уникальном, ценном индивиде и ка о члене коллектива.
Для того чтобы ребёнок ощущал себя не повторимой личностью, любимой и принимаемой другими людьми, взрослые должны направлять свои усилия на формирование более полных представлений ребёнка о себе:
- о своём физическом облике – строении тела;
- об имени;
- о росте;
- о половой принадлежности, о различиях в поведении мальчиков и девочек.
Детям нужно прививать гигиенические навыки. У них следует развивать положительное отношение к себе, самоуважение, понимание своих переживаний и умение управлять ими.
Содержание работы с детьми 3-4 лет
- Ребёнка очень интересует, как он устроен. Большинство детей к 3 годам уже знают, где у них руки, ноги, пальцы, голова, лицо и другие части тела. Однако для малыша слова «красивый», «любимый», «хороший» являются синонимами. Если ребёнок считает себя красивым, значит, он уверен в том, что он хороший, нравится окружающим, и прежде всего близким. Объективное, критичное отношение к внешности ребёнка очень вредно на данном этапе. К сожалению, часто можно слышать такие высказывания трёхлеток: «Я плохой, мама сказала, что у меня шея короткая».
Приёмы: упражнения перед зеркалом с добрыми папой и мамой; в игровой форме, глядя в зеркало, по очереди поднимать ручки, ножки, показать головку, пошевелить пальчиками, обращая внимания на то, какие у него красивые умелые, весёлые, ловкие и т.д.; стихи с движениями «Шла коза по лесу…»; релаксация под медленную, успокаивающую музыку, гладить малыша и тихим голосом рассказывать ему, какой он молодец, ловкий, умелый, красивый.
- Знакомство с лицом, его частями, выражением различных эмоций. Формирование положительного отношения к себе.
Приёмы: «волшебное зеркало», автопортрет, работа с книгой-альбомом «Я сам» Р. Сефа, чтение сказки «Крошка енот и Тот, Кто сидит в пруду» М.Мурр.
- Отнесение ребёнком себя к мальчикам или девочкам и знание особенностей поведения своего пола.
- Положительное отношение ребёнка к своему имени.
- Развитие представлений ребёнка о себе как о члене коллектива начинается с приходом в детский сад (организуются праздники, дни рождения, чаепития с родителями). Традиции, название группы, её символическое обозначение способствуют сплочению детей и пониманию ими общности с другими
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников
В документе представлена система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников. Описаны занятия, дидактические игры, ситуации общения и реакция детей на них....
«Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений , представлений о себе , семье и окружающем мире.»
Детская поэтесса и. Ткмакова пишет :«Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого д...
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, коли...
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, развитие всех видов деятельности начинается с формирования представлений о себе...
Консультация для родителей "Формирование у ребёнка чувства уверенности в себе"
Консультация для родителей "Формирование у ребёнкак чувства уверенности в себе"...
Перспективный план образовательной деятельности «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы» для детей с ТНР во 2 младшей группе (3-4 года)
Перспективный план образовательной деятельности «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы» для детей с ТНР во 2...
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ФОРМИРОВАНИЕ СВОЕГО «Я»
Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам....
- Мне нравится (1)