Психолого-педагогическая работа с родителями тревожных детей
методическая разработка
Психолого-педагогическая работа с родителями тревожных детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая работа с родителями тревожных детей
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Гарри Стек Салливан утверждает, что низкая самооценка, это следствие определённых неблагоприятных переживаний, которые препятствуют реализации конъюнктивного побуждения, иными словами ребёнку трудно найти в себе силы выказать расположение к другому человеку. Такое состояние ребёнка приводит к развитию “комплекса неполноценности”, а на фоне “комплекса неполноценности” в процессе интеллектуализации может формироваться “комплекс превосходства” (А. Адлер). Таким образом, имеют место детские неврозы различного характера (А. Фрейд). Высокая тревожность у детей может привести к формированию защитного механизма “комплекса Иона” (А.Г. Маслоу), который будет препятствовать актуализации личности. Снижение уровня тревожности позволяет детям повысить уровень самооценки, испытывать чувство душевного комфорта, успешнее учиться, быстро адаптироваться в детском обществе и системе учебной деятельности.
Формы работы с родителями тревожного ребёнка.
Формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. С родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с педагогом и психологом. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван
- негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители или школа (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998).
| Пути выполнения | |
№ 1 | Постарайтесь более позитивно относиться к жизни | Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений * Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное |
№ 2 | Относитесь к людям так, как они того заслуживают | * Выискивайте в каждом человеке позитивные качества, а не их недостатки, |
№ 3 | Относитесь к себе с уважением | Составьте список своих достоинств * Убедите себя в том, что вы имеете таковые |
№ 4 | Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе | Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе * Если да — то не откладывайте |
№ 5 | Начинайте принимать решение самостоятельно | Помните, что не существует правильных и неправильных решений * Любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать |
№ 6 | Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние | Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи * Имейте и любите свои “слабости” |
№ 7 | Начинайте рисковать | * Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика |
№ 8 | Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр. | Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций * Если вы не можете повлиять на ход событий, “ отойдите в сторону” и просто подождите |
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Целесообразно предложить родителям идеальную модель общения в семье (А.А. Бодалева, В.В. Столина).
- Все члены семьи, включая ребенка, равноправны.
- Каждый обладает своей автономией, имеет право сам решать, как ему лучше поступить, поделиться с психологом своими намерениями, или нет.
- Каждый может и умеет выражать словами те чувства, позитивные и негативные, которые он испытывает в данный момент по отношению к другим членам семьи. Все чувства принимаются. Дети специально обучаются критике родителей. “Все мы можем ошибаться”.
- Семейный совет имеет только совещательный голос. Каждый вправе принять или не принять его. Родители советуются со своим ребенком.
- Члены семьи не дают негативные оценки друг другу, а только выслушают, не перебивая, то, что говорит другой, стараясь понять его чувства. Можно задавать наводящие вопросы, чтобы человек сам что-то лучше понял. Не обобщают прошлое, неприятное, опираются на принцип “здесь и теперь”.
- Не прибегают к моральным штампам, рассказывают о себе, своих затруднениях, своей личной жизни.
- Хвалят хорошие дела и поступки.
- В семье царит доверие и уважение. Терпеливая любовь, внимание к миру переживаний другого. Происходят душевные разговоры на любые темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста
Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений ...
Васина Д. А. Статья "Психолого-педагогические аспекты тематических праздников с участием детей, родителей и педагогов ДОУ"
Праздик-всегда яркое событие в жизни ребёнка, которое дарит ему положительные эмоции. Праздники играют особую роль в современном мире и мире детства. Праздник создаёт уникальные возможности для развит...
Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»
Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи: - во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задо...
Итоговая аттестационная работа Тема: «Современные технологии психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников»
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании необходимости применения современных психолого-педагогических технологий при взаимодействии ДОУ и родителей воспитанников и разработка соотве...
Из опыта работы " Психолого-педагогические условия реализации программы для групп детей раннего возраста"
Взаимодействие педагогического коллектива группы в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Памятка для родителей в период адаптации....
Муниципальная методическая площадка «Современные психолого-педагогические технологии работы с родителями».
Проект педагога-психолога с целью психологического просвещения родителей,повышения их психолого-педагогической культуры, направленный на углубление знаний, основных закономерностей и особенносте...
Организация работы психолого-педагогического консилиума ДОО по раннему выявлению детей с ТНР и коррекции речевого развития.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных составляющих воспитания и обучения детей, т. к. от ее развития, связности, правильно...