Васина Д. А. Статья "Психолого-педагогические аспекты тематических праздников с участием детей, родителей и педагогов ДОУ"
статья на тему
Праздик-всегда яркое событие в жизни ребёнка, которое дарит ему положительные эмоции. Праздники играют особую роль в современном мире и мире детства. Праздник создаёт уникальные возможности для развития ребёнка. В этой статье я делюсь опытом проведения тематических праздников и рассматриваю психолого-педагогические задачи, которые решаются во время таких праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ - Васина Д.А."Психолого-педагогические аспекты тематических праздников с участием детей, родителей и педагогов ДОУ".
Праздник — всегда яркое событие в жизни ребенка дошкольного возраста, которое дарит ему положительные эмоции и незабываемые впечатления. Для дошкольника праздник насыщен личными смыслами, эмоциональными ожиданиями и активными переживаниями. Еще К.Д. Ушинский обращал внимание на исключительное значение праздника для ребенка, который «считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого».
Праздники играют особую роль в современном мире и мире детства. Они улучшают психоэмоциональное состояние и настроение, дают ощущение стабильности. Праздник создает уникальные возможности для развития ребенка в атмосфере психологического комфорта и поддержки, дарит его участникам радость общения и взаимодействия, творчества и сотворчества, раскрепощения и самовыражения, сплачивает детей и взрослых.
Для ребенка дошкольного возраста праздник несет важнейшую функцию развивающего потенциала и занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Большое внимание уделяется современному пониманию детского праздника и подходам к его организации. Совместный праздник, в котором участвую дети, родители и педагоги является ярким интерактивным со - бытием, отличительной особенностью которого является рождающееся «здесь и сейчас» при непосредственном участии детей и родителей совместное действие.
Ежегодно два раза в год я провожу в детском саду праздники для детей, в которых участвуют сами дети, их родители и педагоги. Праздники посвящены двум датам: «День мамы» и «День папы». Сценарий праздника составляется совместно с психологом, чтобы учесть особенности детей, взаимоотношения родителя и ребёнка, оказать положительное влияние на эмоциональное состояние каждого ребёнка. Составляется тематический план игр и конкурсов, в которых дети могут соревноваться с родителями или воспитателем. Основная цель праздника: воспитание в детях любви и уважения к родителям, приучение к заботе о ближнем, развитие природной эмпатии. В то же время в праздничной атмосфере общего действа успешно решаются задачи адаптации детей в социуме, они учатся доверять взрослым, помогать сверстникам, обогащать эмоциональную сферу во взаимопонимании с родителями. Еще одной важной психолого-педагогической задачей, решаемой в ситуации праздника, может выступать преемственность воспитательной работы педагога и родителя. Родители учатся доверять воспитателю, а в его лице всему образовательному учреждению. Такое положение дел позитивно сказывается на общей атмосфере взаимопонимания между педагогическим коллективом и семьей. Любой тематический праздник имеет свою собственную структуру. Вначале всегда задаётся проблемная ситуация, например: на дно моря упал сундук с кладом и нужно его отыскать. В основной части участники сталкиваются с трудностями и препятствиями – начинаются различные эстафеты и конкурсы, а в конце - совместная победа - клад найден. В завершение праздника дети обязательно дарят родителям подарки, сделанные своими руками. Этому уделяется особая часть праздника. Дети учатся делать комплименты, не стесняться показывать чувства к своим родителям. После праздника в группе проходит совместное праздничное чаепитие, где родители имеют возможность в непринуждённой обстановке поговорить друг с другом, поделиться тревогами и радостями за своих детей. Также родители могут пообщаться с воспитателем, что рождает большее доверие, которое является важным психолого-педагогическим фактором во взаимодействии педагога и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей в значительной степени зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. Воспитание нравственной сферы ребенка, его способностей к творческому и позитивному общению как со сверстниками, так и со взрослыми требует интерактивных, современных, ярких и оригинальных сценариев детских тематических праздников. Праздники в детском саду не только оставляют эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащают его художественно-нравственным содержанием. Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.
Рассмотрим определенные психолого-педагогические задачи, решаемые во время проведения праздника:
1.установление творческих и партнерских отношений с семьями воспитанников;
2.создание атмосферы общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
Для решения поставленных задач разработаны определенные этапы проведения праздничного мероприятия, к которым нужно в первую очередь отнести:
1. Организационный -
знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;
распределение ролей и обязанностей;
2. Подготовительный -
поиск литературного и музыкального материала;
изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и атрибутов к празднику;
3. Собственно праздник – реализация программы проведения тематического мероприятия.
4. Подведение итогов, обмен впечатлениями.
Наш опыт проведения тематических праздников позволил нам убедиться в том, что подобные совместные с родителями творческие мероприятия создают позитивный психолого-педагогический эффект для всех воспитанников без исключения. Дети погружаются в атмосферу эмоционального комфорта, учат общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу, формируют уверенность в себе и своих способностях к общению.
Результатами такой совместной деятельности также могут быть:
профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения поведения и других проблем психологического характера,
коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности. В целом мы можем сделать вывод о том, что ПРАЗДНИК как психолого-педагогический феномен в дошкольном возрасте играет огромную роль в личностном развитии ребенка, в возрастании его образовательного потенциала, гармонизации его психофизиологической сферы, а также в проявлении и совершенствовании сферы его творческой индивидуальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра с участием детей,родителей и педагогов "Что? Где? Когда?" (по правилам дорожного движения)
Конспект игры "Что? Где? Когда?" с участием детей, родителей и педагогов для старшего дошкольного возраста....
Сценарий праздника с участием детей и родителей «Неразлучные друзья - взрослые и дети»
Задачи нравственного воспитания в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет:1. Развивать у детей интерес к театрально-игровой ...
Тематический педсовет с использованием компетентного подхода по работе с родителями и педагогами на тему «Безопасность глазами детей, родителей и педагогов».
Цель педагогического совета была такова: совершенствовать совместную работу педагогов и родителей по формированию безопасного образа жизни у детей. ...
План Акции« Жить здорово!» (в рамках всероссийского Дня ходьбы)/ (с участием детей, родителей и педагогов ДОУ).
формированию у детей потребности быть здоровым....
Профилактическая Акция(С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОУ) «Мы за здоровый образ жизни»
· Пропаганда здорового образа жизни....
Конспект интеллектуальной игры « Что? Где? Когда?» ( по правилам дорожного движения) С участием детей, родителей и педагогов.
Конспектинтеллектуальной игры « Что? Где? Когда?»( по правилам дорожного движения)С участием детей, родителей и педагогов....
Совместные праздники и досуги детей, родителей и педагогов группы
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является ...