Логопедические игры в песочной стране
консультация

Плюснина Александрина Анатольевна

Логопедические игры с песком считаются эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logpedicheskie_igry_v_pesochnoy_strane.docx480.87 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры в «Песочной стране»C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

Логопедические игры с песком считаются эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития. 
         У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении.

Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Организация песочницы
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы).
Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый. 
Коллекция миниатюрных фигурок: 
Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т.д.);

Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки);
Транспорт разного назначения;

Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.);
Символы социализации (дома, постройки,заборы, предметы быта, орудия труда и др.);
Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.);
Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

Ритуал входа:
«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд. C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране:

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была

Дети, поняли меня?

Развитие диафрагмального дыхания
«Выровняй дорогу».  От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;
«Что под песком?»  Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;

«Помоги зайцу».  В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила;
«Секрет».  В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное;

«Добрый великан».  Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум

Все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно.

 «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок.
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок.
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»).
C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

Артикуляционная гимнастика
«Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».

«Индюки». Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
«Качели» или «Часики». Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
«Накажи непослушный язычок». Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
«Расчёска». Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Развитие фонематического слуха
«Спрячь ручки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
«Водолаз». Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
«Два города».  Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.

«Мой город».  Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.

Автоматизация звуков
«Горочка».  Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.

«Спрячь игрушку». То же самое. Песок сыпать на игрушку.
«Дорожка». «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

«Найди игрушку». Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Формирование слоговой структуры слова
«Следы на песке». Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
«Мельница». Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий
«Чего не стало?»  Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
«Подбери слово». Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
«Лодочка». Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: 
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили); 
наречий (глубоко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)
«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.C:\Users\Логопед\Pictures\РАМКИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ\ad190d2f97f5a8e24b249c9dda85998d--page-borders-for-kids.jpg

Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях. 

 Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

        Плюснина А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры в песочной стране

В коррекционной работе над речевыми нарушениями помимо традиционных методов применяются и нетрадиционные. Таким примером служат игры с песком. С помощью этой нетрадиционной методики решается множ...

Логопедические игры в песочной стране

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Частичный перенос логопедических занят...

Логопедические игры в песочной стране.

Описаны: положительный результат песочной терапии и игры по развитию дыхания....

Логопедические игры в песочной стране

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает...

Логопедические игры в песочной стране

Логопедические игры в песочной стране...

Логопедические игры в песочной стране

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи, очень эффективно, т.к. игра на песке это естественная деятельность ребенка, поэ...

Логопедические игры в песочной стране

В материале даны рекомендации по оранизации игр с песком при коррекции речи у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть использован учителями - логопедами,учителями-логопедами, восп...