Логопедические игры в песочной стране
учебно-методический материал по логопедии по теме

Ломакина Евгения Васильевна

В коррекционной работе над речевыми нарушениями помимо традиционных методов применяются и нетрадиционные. Таким примером служат игры с песком.
 С помощью этой нетрадиционной методики решается множество коррекционных задач.
 Являясь доступной каждому ребёнку, этот вид игровой деятельности, помогает и в решении задач психологического и психического развития: способствует стабилизации эмоционального состояния, моделированию проблемных ситуаций и способов их решения, что в свою очередь ведёт к развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_igry_v_pesochnoy_strane.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопедические игры в песочной стране»

Первое, что запоминается ребёнку из подаренных игрушек - это кукла, ведёрко, формочки, совок. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики, пирожки и прочие «вкусности»! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создаётся семья. Всё это - мир ребёнка, в котором он чувствует себя защищённым, где ему комфортно, всё понятно и близко.

Сегодня многие группы детского сада и логопедические кабинеты имеют ванночки для песка и воды. В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик размером:
50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Песочницу на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать.
         Для организации игр с песком  необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек.

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдёт с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью определения лидера, конфликтного ребёнка, выявить скрытые таланты.

Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения  мы получаем через кожу:
- «горячее – холодное»,
-  «сухое – мокрое»,
- « твёрдое – мягкое»,
- «гладкое – острое».
Кинестетические ощущения  получаются во время движения.

Обычно используются игры, предлагаемые Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те  же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои  следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Далее можно группировать пальцы по два, три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать - чьи же они?

Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.
Песочницу можно использовать и при обучении грамоте в нахождении определённой буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке. Предварительно ребёнку  завязывают глаза.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, надо стараться научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое главное – ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней. Нравится им заниматься превращением одной буквы в другую.

Слова на песке можно писать печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа её как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- развитие мелкой моторики рук;
        - развитие творческих способностей детей;
        - обучение буквенному анализу и синтезу,
          получение навыков чтения и письма;
        - развитие фонематического слуха и восприятия;
        - развитие связной речи;
        - на занятиях дети чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке;

- значительно возрастает интерес к темам занятий.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры в песочной стране

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Частичный перенос логопедических занят...

Логопедические игры в песочной стране.

Описаны: положительный результат песочной терапии и игры по развитию дыхания....

Логопедические игры в песочной стране

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает...

Логопедические игры в песочной стране

Логопедические игры в песочной стране...

Логопедические игры в песочной стране

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи, очень эффективно, т.к. игра на песке это естественная деятельность ребенка, поэ...

Логопедические игры в песочной стране

В материале даны рекомендации по оранизации игр с песком при коррекции речи у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть использован учителями - логопедами,учителями-логопедами, восп...