Процесс адаптации ребенка в младшей группе детского сада.
статья (младшая группа)
Информационная статья для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Процесс адаптации ребенка в младшей группе детского сада | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс адаптации ребенка в младшей группе детского сада.
Приходя в первый раз в детский сад, малыш попадает в новую для него среду.
Во- первых, ребенок находится в новом для него пространстве – новое помещение, незнакомая обстановка, новые люди.
Во-вторых, он на достаточно длительный срок «разлучен» с мамой, что уже является для него стрессом.
На первом этапе очень важно помочь адаптироваться ребенку к новым условиям. Под адаптацией мы понимаем процесс принятия малышом изменений, происходящих в его жизни и влияющих на его поведение и психологическое здоровье. Первый раз приходя в садик, ребенок затрачивает много энергии, усваивая новую информацию, первично воспитатели стараются создать для малыша атмосферу безопасности, успокоить, наладить доверительные отношения, чтобы помочь ему «принять» новые условия, а именно:
-мамы и папы нет рядом (как и бабушка с дедушкой)
-есть определенные правила поведения и распорядок дня, который почти всегда отличается от «домашних» условий
-много новых детей, один из важных пунктов, так как дети обычно находятся в условиях, когда можно познакомится с 2-3 сверстниками, в данном случае мы сталкиваемся с группой в 25- 30 человек.
- исходя из пункта выше, уменьшается количество времени, которое может уделить воспитатель конкретному ребенку
- возникает необходимость слушаться кого-то кроме родных, в данном случае воспитателя.
Все дети очень по-разному переносят момент, когда родители должны уйти и оставить их в группе, как правило возникает страх и непонимание, почему так, а не иначе, первый день ребенок ждет родителей и переживает стресс, до тех пор, пока его не заберут. Как правило, такая реакция проходит в течение первой недели, у ребенка формируется понимание его нового распорядка дня и уверенность, что родители за ним придут.
Но стрессовое состояние иногда может проявляться в нежелании ребенка кушать, малыш может испытывать проблемы со сном, может быть невнимательным, или пассивным, не редко одним из показателей стресса является снижение иммунитета.
Существует три степени адаптации:
-Легкая (2-3 недели). Малыш быстро знакомится со сверстниками, спокойно остается в группе, вовлечен в занятия и игры
-Средняя (до 1,5 месяцев) Ребенок может немного поплакать после ухода мамы, но потом переключается на игры и занятия, может часто болеть, или не может уснуть после обеда.
-Тяжелая (1,5-3 месяцев) Слезы и истерики после ухода родителей, нежелание играть с детьми, страх перед воспитателем, отказ от еды.
Как правило, тяжелая степень адаптации встречается крайне редко, как правило одного месяца достаточно, чтобы ребенок смог спокойно приходить в садик и воспринимать новую информацию.
Почему малышам так трудно приспособится к новой среде? Психологи отмечают, что дети, которые пошли в садик в возрасте до 3 лет- тяжелее справляются с изменениями, это связано с тем, что свою самостоятельность и обособленность от мамы ребенок начинает ощущать после 3 лет, иногда это случается позже. До этого момента он очень тесно связан с ней психологически- мама является для малыша источником безопасности и помощником удовлетворения его первичных потребностей. С трехлетнего возраста дети овладевают базовыми навыками- держать ложку, пить из кружечки, надевать какие-то вещи и самостоятельно ходить в туалет. Без данных навыков ребенок особенно привязан к маме.
Также можно отметить, что ребенок тяжелее адаптируется, если у него есть проблемы со здоровьем, его психологическое развитие отстает от сверстников, или он редко общался с другими детьми и его первичная социализация пройдена не до конца.
Как помочь малышу адаптироваться в новых условиях?
Самое важное – ребенок должен ощущать себя в безопасности, в психологически спокойной обстановке. Воспитатель и родители должны общаться с малышом, понимать его эмоциональное состоянии и помогать ему успокоиться, если это необходимо. Родители должны заранее максимально просто и понятно объяснить своему ребенку, что такое детский сад, как он будет туда приходить и что его там ждет, это исключит нежелательную реакцию ребенка на новые условия. Можно рассказать ребенку, что садик- это своего рода работа для маленьких, что там дети проводят определенное время, учатся и играют, а вечером идут домой, такое сравнение поможет ребенку сопоставить ваш распорядок дня и свой, раз мама приходит на работу, а вечером возвращается домой, значит я тоже буду так делать, ребенок будет чувствовать, что он тоже делает что-то важное, тоже «работает». Задача воспитателя научить ребенка доверять ему – говорить о своих нуждах и просить помощи, для ребенка это непривычная ситуация, так как по всем вопросам он обращался к родителям, а теперь должен об этом говорить чужому для него человеку.
Если ребенок по какой-то причине не владеет базовыми навыками, необходимо научить его пользоваться ложкой и вилкой, воспринимать разные продукты (меню отличается от привычного для ребенка) одеваться, просить воспитателя отвести его в туалет, общаться с другими детьми и взрослыми, играть в новые игры.
Замечательно подойдут для адаптации сюжетно- ролевые игры, они помогают детям быстрее познакомится друг с другом, найти общий язык с воспитателем, узнать распорядок дня в садике. Для игр можно использовать игрушки, которые будут играть роль воспитателей и детей, сюжет должен полностью показать детям их день в садике, так им будет проще привыкнуть к новому распорядку.
Психологи советуют читать детям сказки, как правило это вызывает у малышей положительные ассоциации с домом- мама читает сказки перед сном, бабушка показывает картинки в книжке. Сказочный сюжет поможет заинтересовать ребенка и переключить его внимание.
Адаптация- один из важных процессов в жизни ребенка, он помогает ему взрослеть и готовит его к школе, институту, семье. Не нужно относится к адаптации, ка к чему-то сложному и страшному, совместная работа воспитателей и родителей поможет ребенку легко приспособится ко всем изменениям в жизни без вреда для психики и здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка к новым условиям детского сада.
Данный материал позволит в работе с родителями, вновь поступающим в детский сад. Даёт практические рекомендации по процессу адаптации ребека к новым условиям детского сада....
Статья "Адаптация детей в младшей группе детского сада"
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду....
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Адаптация ребенка в ясельной группе детского сада
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сло...
Статья "Адаптация ребенка в ясельной группе детского сада"
Статьяна тему: «Адаптация ребенка в ясельной группе детского сада»...
«Адаптация ребенка в ясельной группе детского сада»
До 2-3 лет ребенок потребность в общении со сверстниками пока еще не испытывает, так как она еще не сформирована. Партнером по игре в этом возрасте для ребенка выступает взрослый. Взрослый является об...
Статья на тему: «Адаптация ребенка в ясельной группе детского сада»
Статьяна тему: «Адаптация ребенка в ясельной группе детского сада»До 2-3 лет ребенок потребность в общении со сверстниками пока еще не испытывает, так как она еще не сформирована. Партнеро...