ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ И ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
рабочая программа (младшая группа)
Главная проблема, решаемая родителями и ДОУ, - проблема адаптации детей при переходе из семьи в ДОУ. Переход необходимо проводить наиболее плавно, тогда он пройдет оптимально и безболезненно.
Для решения этой проблемы в ДОУ используется система взаимодействия с семьей, включающая в себя работу с родителями и детьми в течение года, предшествующего поступлению ребенка в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programm_a.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ
На этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи семье в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.
В настоящее время ДОУ призвано оказать помощь семье в разрешении их социальных потребностей и улучшения положения детей.
Анкетирование и опрос семей, имеющих детей раннего возраста, свидетельствуют о недостаточном уровне социальной поддержки и информировании на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка.
Именно поэтому в ДОУ разработана система информационно - профилактической работы с родителями детей раннего возраста в этот сложный период и развитие дальнейшего тесного взаимодействия.
Главная проблема, решаемая родителями и ДОУ, - проблема адаптации детей при переходе из семьи в ДОУ. Переход необходимо проводить наиболее плавно, тогда он пройдет оптимально и безболезненно.
Для решения этой проблемы в ДОУ используется система взаимодействия с семьей, включающая в себя работу с родителями и детьми в течение года, предшествующего поступлению ребенка в детский сад.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Обеспечение непрерывного воспитания и образования, адекватного развития способностей семьи – детского сада – школы.
- Обеспечение психолого – педагогического сопровождения семьи и ребенка в учебно – воспитательном процессе.
- Создание условий для полноценного адекватного развития ребенка в условиях адаптации к саду.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка, содействие смягчению адаптации при поступлении ребенка в детский сад, создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления с ДОУ;
- оказание помощи родителям в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации;
-развитие психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Организация работы адаптивно-консультативного клуба «Лучики в ладошках»;
- Организация экскурсий по детскому саду;
- Издание педагогических газет для родителей в группах детского сада;
- Консультирование родителей;
- Подготовка раздаточного материала для родителей;
- Анкетирование.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
В ходе реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка в период адаптации в ДОУ ожидаются следующие результаты:
- Улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения;
- Возникновение широких возможностей для обучения родителей позитивным приемам восприятия детского сада и педагогов;
- Позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития, как родителям, так и детям;
- Более мягкая и комфортная адаптация ребенка к новым условиям.
I ЭТАП
Организация работы адаптационно - консультационного клуба «Лучик в ладошках»
Ранний возраст ребенка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах отвечая на многочисленные вопросы.
В этом возрасте ребенок чрезвычайно подвижен, у него появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. Повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему окружающему.
Умственное развитие детей второго года жизни осуществляется в играх, общении со взрослыми и другими детьми. Для ребенка характерна любознательность, и ее всячески необходимо поощрять.
Овладевая все новыми действиями с предметами, ребенок открывает функции предметов, узнает, что вещи имеют свое назначение и определенный способ употребления.
План-программа адаптационно - консультационного Клуба «Лучик в ладошках» отвечает особенностям психофизического развития детей второго года жизни и желаниям родителей адаптировать его к новым условиям.
В этом Клубе проводятся консультативные занятия с родителями детей, ожидающих зачисления в ДОУ и игровые занятия с детьми раннего возраста.
ПРОГРАММА НАПРПАВЛЕНА НА РЕАЛИЗАЦИЮ:
- обеспечения условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей в соответствии с их психофизическим особенностям;
- решения проблем адаптационного периода;
- комфортных условий пребывания в детском саду;
- личностного развития детей раннего возраста.
ЗАДАЧИ:
-ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- подготовить ребенка к посещению I младшей группы;
- создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Развитие речи, ознакомление с окружающим;
- Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметными -орудиями, строительным материалом;
- Подвижные и музыкальные игры.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
В плане программы выделяются на два раздела:
- Встречи с детьми и их родителями 1 раз в неделю.
- Работа консультативного пункта для родителей (по запросу).
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
В месяц проводится 4 встречи: на первой организуются познавательные дидактические игры, на второй - сенсорное развитие, консультирование, музыкальные игры (в соответствии с планом), на третьей – ознакомление с окружающим миром, подвижные игры, физкультурные упражнения, на четвертом – знакомство с художественной литературой, развитие речи, игры в спортивном зале.
Последняя встреча каждого месяца проходит в спортивном зале с целью активизации двигательной активности.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по реализации плана – программы адаптационного Клуба «Лучики в ладошках»:
- Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ
- Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста, высокая посещаемость детьми дошкольного учреждения.
Повышение физического и психического уровня развития детей.
II ЭТАП
Проведение игровых занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:
Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного учреждения.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- Обучение воспитателей методам проведения игровых занятий в адаптационный период;
- Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации и развитие потребности в сотрудничестве с педагогами ДОУ.
В процессе работы решаются следующие задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие речевой активности, восприятия, внимания;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
Развитие игровых умений и навыков.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ:
Занятия начинаются с подвижных упражнений, требующих согласованности действий от детей: дети дружно прыгают, шагают, приседают.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.
Завершается занятие играми малой активности, подводящих детей к успокоению.
Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочно- игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в несколько этапов, игры по ходу варьируются педагогом в зависимости от активности детей. Проявляющееся в этом возрасте у детей эмоциональное заражение, с помощью игр позволяет быстро переключить внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом , объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.
Занятия с детьми длительностью 7-10 минут проводятся с февраля по май включительно 1 раз в неделю со всеми детьми одновременно.
Активное участие в проведение занятий принимают родители, перенимая опыт работы у воспитателя.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ:
- Не нужно настаивать на активном участии всех детей в занятии;
- Не следует добиваться точного действия или ответа;
- В процессе работы необходимо вносить изменения и сокращать количество времени занятия в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.
III ЭТАП
Организация и работа «Школы заботливых родителей»
В данной школе проводятся факультативные занятия с родителями детей, поступающих на будущий год в I младшую группу детского сада.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:
- Педагогическое и психологическое сопровождение родителей.
- Развитие положительного отношения родителей к ДОУ.
- Формирование положительного образа детского сада у родителей для передачи эмоционального настроя детям.
ЗАДАЧИ ШКОЛЫ:
- популяризация занятий в ДОУ как системе общественного воспитания;
- обучение практическим навыкам подготовки ребенка к поступлению новый коллектив;
- развитие у родителей умения взаимодействовать с педагогами;
- дать родителям первоначальные знания о поведении и развитии ребенка от 1,5 до 2 лет;
- обеспечение индивидуального подхода к каждой семье со стороны сотрудников учреждения с выработкой плана консультирования каждого родителя в отдельности;
- учет прогноза возможностей адаптации малыша к посещению детского сада и на этой основе внедрение вариативного введения детей раннего возраста в группу;
- знакомство каждой семьи, приходящей для записи в детский сад, со стандартным пакетом рекомендаций по подготовке ребенка.
ПЛАН РАБОТЫ
1 встреча | 2 встреча | 3 встреча | |
Тема | «Давайте познакомимся» | «Физическое развитие и режим дня» | «Скоро в детский сад» |
Задачи | - дать родителям сведения о воспитательно-образовательных приоритетах сада; - выявление мотивов поступления в детский сад. | - дать представление о психофизическом развитии детей раннего возраста; - познакомить с режимом дня для данного возраста; -формировать представления о важности соблюдения режима дня; -выявление потребности семьи. | - обратить внимание родителей на то, как они сами настроены на детский сад; - познакомить с закономерностями развития форм общения со сверстниками и новыми взрослыми. |
Виды работы |
|
|
Памятки по режиму дня и адаптации. |
Участники | Заведующая, медсестра, воспитатели ДОУ | Медсестра, воспитатели ДОУ | Заведующая, старший воспитатель, воспитатели ДОУ |
В течение июня все родители приглашаются для индивидуальных бесед с заведующей, старшим воспитателем, медсестрой, где имеют возможность обсудить волнующие вопросы.
IV ЭТАП
Анализ и констатация полученных результатов.
На данном этапе проводится оценка адаптационных листов и сравнение с прогнозом адаптации, полученным от родителей в ходе предварительного анкетирования.
Полученные в течение 2-х лет работы результаты, позволят сделать вывод о целесообразности проведения такого вида взаимодействия с семьями будущих воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сопровождение процесса адаптации ребенка в ДОУ».
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим хотим предложить несколько рекомендаций....
Консультация для воспитателей «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»
Консультация для воспитателей «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»...
Программа сопровождения семьи при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад "В детский сад с радостью"
Проблема адаптации детей раннего возраста в детском саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно мног...
Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка к новым условиям детского сада.
Данный материал позволит в работе с родителями, вновь поступающим в детский сад. Даёт практические рекомендации по процессу адаптации ребека к новым условиям детского сада....
Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка в ДОУ
Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка в ДОУ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…… Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад: - Установите тесный контакт с р...
Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка.
Памятка для родителей по сопровождению процесса адаптации у детей....
Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка
Процесс адаптации ребенка к детскому саду не всегда прост. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы....