ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ И ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
рабочая программа (младшая группа)

Булгакова Галина Евгеньевна

Главная проблема, решаемая родителями и ДОУ, - проблема адаптации детей при переходе из семьи в ДОУ. Переход необходимо проводить наиболее плавно, тогда он пройдет оптимально и безболезненно.

Для решения этой проблемы в ДОУ используется система взаимодействия с семьей, включающая в себя работу с родителями и детьми в течение года, предшествующего поступлению ребенка в детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programm_a.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ

На этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи семье в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

В настоящее время ДОУ призвано оказать помощь семье в разрешении их социальных потребностей и улучшения положения детей.

Анкетирование и опрос семей, имеющих детей раннего возраста, свидетельствуют о недостаточном уровне социальной поддержки и информировании на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка.

Именно поэтому в ДОУ разработана система информационно - профилактической работы с родителями детей раннего возраста в этот сложный период и развитие дальнейшего тесного взаимодействия.

Главная проблема, решаемая родителями и ДОУ, - проблема адаптации детей при переходе из семьи в ДОУ. Переход необходимо проводить наиболее плавно, тогда он пройдет оптимально и безболезненно.

Для решения этой проблемы в ДОУ используется система взаимодействия с семьей, включающая в себя работу с родителями и детьми в течение года, предшествующего поступлению ребенка в детский сад.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  1. Обеспечение непрерывного воспитания и образования, адекватного развития способностей семьи – детского сада – школы.
  2. Обеспечение психолого – педагогического сопровождения семьи и ребенка в учебно – воспитательном процессе.
  3. Создание условий для полноценного адекватного развития ребенка в условиях адаптации к саду.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 - предупреждение возникновения проблем развития ребенка, содействие смягчению адаптации при поступлении ребенка в детский сад, создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления с ДОУ;

- оказание помощи родителям в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации;

-развитие психолого-педагогической  компетенции родителей и педагогов.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  1. Организация работы адаптивно-консультативного клуба «Лучики в ладошках»;
  2. Организация экскурсий по детскому саду;
  3. Издание педагогических газет для родителей в группах детского сада;
  4. Консультирование родителей;
  5. Подготовка раздаточного материала для родителей;
  6. Анкетирование.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

В ходе реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка в период адаптации в ДОУ ожидаются следующие результаты:

  1. Улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения;
  2. Возникновение широких возможностей для обучения родителей позитивным приемам восприятия детского сада и педагогов;
  3. Позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития, как родителям, так и детям;
  4. Более мягкая и комфортная адаптация ребенка к новым условиям.

I ЭТАП

Организация работы адаптационно - консультационного клуба «Лучик в ладошках»

Ранний возраст ребенка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах отвечая на многочисленные вопросы.

В этом возрасте ребенок чрезвычайно подвижен, у него появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве.  Повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему окружающему.

Умственное развитие детей второго года жизни осуществляется в играх, общении со взрослыми и другими детьми. Для ребенка характерна  любознательность, и ее всячески необходимо поощрять.

Овладевая все новыми действиями с предметами, ребенок открывает функции предметов, узнает, что вещи имеют свое назначение и определенный способ употребления.

План-программа адаптационно - консультационного Клуба «Лучик в ладошках» отвечает особенностям психофизического развития детей второго года жизни и желаниям родителей адаптировать его к новым условиям.

В этом Клубе проводятся консультативные занятия с родителями детей, ожидающих зачисления в ДОУ и игровые занятия с детьми раннего возраста.

ПРОГРАММА НАПРПАВЛЕНА   НА РЕАЛИЗАЦИЮ:

- обеспечения условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей в соответствии с их психофизическим особенностям;

- решения проблем адаптационного периода;

- комфортных условий пребывания в детском саду;

- личностного развития детей раннего возраста.

ЗАДАЧИ:

-ознакомить родителей с организацией  воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

- подготовить ребенка к посещению I младшей группы;

 - создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Развитие речи, ознакомление с окружающим;
  • Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметными -орудиями, строительным материалом;
  • Подвижные и музыкальные игры.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

 В плане программы выделяются  на два раздела:

  1. Встречи с детьми и их родителями 1 раз в неделю.
  2. Работа консультативного пункта для родителей (по запросу).

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

В месяц проводится 4 встречи: на первой организуются познавательные дидактические игры, на второй  - сенсорное развитие, консультирование, музыкальные игры (в соответствии с планом), на третьей – ознакомление с окружающим миром, подвижные игры, физкультурные упражнения, на четвертом – знакомство с художественной литературой, развитие речи, игры в спортивном зале.

Последняя встреча каждого месяца проходит в спортивном  зале с целью активизации двигательной активности.

 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по реализации плана – программы адаптационного Клуба «Лучики в ладошках»:

  1. Безболезненная адаптация детей  к условиям ДОУ
  2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста, высокая посещаемость детьми дошкольного учреждения.

Повышение физического и психического уровня развития детей.

II ЭТАП

Проведение игровых занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:

Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного учреждения.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:

- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

 - Обучение воспитателей методам проведения игровых занятий в адаптационный период;

- Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации и развитие потребности в сотрудничестве с педагогами ДОУ.

В процессе работы решаются следующие задачи комплексного развития детей:

 - снятие эмоционального и мышечного напряжения;

 - снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

-  развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

-  развитие речевой активности, восприятия, внимания;

- развитие общей и мелкой моторики,  координации движений;

Развитие игровых умений и навыков.

 СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ:

Занятия начинаются с подвижных упражнений, требующих согласованности действий от детей: дети дружно прыгают, шагают, приседают.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые позволяют  детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.

Завершается занятие играми малой активности, подводящих детей к успокоению.

         Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный  единым сказочно- игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в несколько этапов, игры по ходу варьируются педагогом в зависимости от активности детей. Проявляющееся в этом возрасте у детей эмоциональное заражение, с помощью игр позволяет быстро переключить внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом , объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

 Занятия с детьми длительностью 7-10 минут проводятся с февраля по май включительно 1 раз в неделю со всеми детьми одновременно.

Активное участие в проведение занятий принимают родители, перенимая опыт работы у воспитателя.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ:

  1. Не нужно настаивать на активном участии всех детей в занятии;
  2. Не следует добиваться точного действия или ответа;
  3. В процессе работы необходимо вносить изменения и сокращать количество времени занятия в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

III ЭТАП

Организация и работа «Школы заботливых родителей»

         В данной школе проводятся факультативные занятия с родителями детей, поступающих на будущий год в I младшую группу детского сада.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:

  1. Педагогическое и психологическое сопровождение родителей.
  2. Развитие положительного отношения родителей к ДОУ.
  3. Формирование положительного образа детского сада у родителей для передачи эмоционального настроя детям.

ЗАДАЧИ ШКОЛЫ:

 - популяризация занятий в ДОУ как системе общественного воспитания;

- обучение практическим навыкам подготовки ребенка к поступлению новый коллектив;

- развитие у родителей умения взаимодействовать с педагогами;

- дать родителям первоначальные знания о поведении и развитии ребенка от 1,5 до 2 лет;

- обеспечение индивидуального подхода к каждой семье со стороны сотрудников учреждения с выработкой плана консультирования каждого родителя в отдельности;

- учет прогноза возможностей адаптации малыша к посещению детского сада и на этой  основе внедрение вариативного введения детей раннего возраста в группу;

- знакомство каждой семьи, приходящей для записи в детский сад, со стандартным пакетом рекомендаций по подготовке ребенка.

 ПЛАН РАБОТЫ

 1 встреча

2 встреча

3 встреча

Тема

«Давайте познакомимся»

«Физическое развитие и режим дня»

«Скоро в детский сад»

Задачи

- дать родителям сведения о воспитательно-образовательных приоритетах сада;

- выявление мотивов поступления в детский сад.

- дать представление о психофизическом развитии детей раннего возраста;

- познакомить с режимом  дня для данного возраста;

-формировать представления о важности соблюдения режима дня;

-выявление потребности семьи.

- обратить внимание родителей на то, как они сами настроены на детский сад;

- познакомить  с закономерностями развития форм общения со сверстниками и новыми взрослыми.

Виды работы

  1. Экскурсия по детскому саду;
  2. Сообщение заведующей о приоритетных направлениях в работе ДОУ;
  3. Анкетирование родителей «Отношение к детскому саду как к образовательной системе»
  1. Консультация «Режим дня» (питание, сон, прогулка);
  2. Консультация «Физическое развитие детей раннего возраста»;
  3. Обмен опытом: как приучить ребенка к туалету и самостоятельной еде;
  4. Анкетирование «Выявление образовательных потребностей родителей».

  1. Посещение группы и знакомство с воспитателями группы;
  2. Анкетирование «Прогноз тяжести адаптации с точки зрения родителей»

Памятки по режиму дня и адаптации.

Участники

Заведующая, медсестра, воспитатели ДОУ

Медсестра, воспитатели ДОУ

Заведующая, старший воспитатель, воспитатели ДОУ

В течение июня все родители приглашаются для индивидуальных бесед с заведующей, старшим воспитателем, медсестрой, где имеют возможность обсудить волнующие вопросы.

IV ЭТАП

Анализ и констатация полученных результатов.

На данном этапе проводится оценка адаптационных листов и сравнение с прогнозом адаптации, полученным от родителей в ходе предварительного анкетирования.

Полученные в течение 2-х лет работы результаты, позволят сделать вывод о целесообразности проведения такого вида взаимодействия с семьями будущих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сопровождение процесса адаптации ребенка в ДОУ».

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим хотим предложить несколько рекомендаций....

Консультация для воспитателей «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»

Консультация для воспитателей «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»...

Программа сопровождения семьи при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад "В детский сад с радостью"

Проблема адаптации детей раннего возраста в детском саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно мног...

Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка к новым условиям детского сада.

Данный материал позволит в работе с родителями, вновь поступающим в детский сад. Даёт практические рекомендации по процессу адаптации ребека к новым условиям детского сада....

Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка в ДОУ

Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка в ДОУ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…… Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад: - Установите тесный контакт с р...

Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка.

Памятка для родителей по сопровождению процесса адаптации у детей....

Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка

Процесс адаптации ребенка к детскому саду не всегда прост. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы....