Консультация "Роль семьи"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Роль семьи в обеспечении безопасности детей».
Семья — важнейший институт социализации ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Сила и стойкость семейных воздействий связана с тем, что они постоянны и длительны, ребенок стремится подражать поведению близких людей, учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, к окружающему миру.
В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Школе, как правило, принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций. А такие базовые компоненты культуры безопасности, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются, прежде всего, в семье. Однако многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности.
Один из важнейших вопросов, который рано или поздно необходимо решить всем родителям без исключения – обеспечение безопасности ребенка.
Как и любой другой образовательно-воспитательные процесс, воспитание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки. Главная задача родителей – выработать у ребенка привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.
Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений. Для того, чтобы ребенок не растерялся и принял правильное решение, необходимо: дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения; научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; развить у детей самостоятельность и ответственность. Важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Пока дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно при условии, если взрослые будут целый день рядом с ним, не отойдут ни на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка нужно будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами. Нельзя упускать время! Наверстать его, будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности, впоследствии может обернуться бедой. Учитывая этот факт, постараемся дать вам некоторые советы и рекомендации.
Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:
- Последовательности: Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте. Такую работу следует проводить уже с раннего возраста.
- Воспитание собственным примером: Важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей. Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки как вести себя в той или иной проблемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения - главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения.
- Соответствие формы обучения возрасту ребёнка: Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ваших детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения информации в различных его формах.
- Включённость обучения в контекст повседневной жизни: В современном мире растет число вредных и опасных факторов жизнедеятельности, угрожающих как отдельному человеку, так и обществу в целом. Острота проблемы актуализирует задачу подготовки подрастающего поколения к предупреждению и преодолению этих факторов. Причем сегодня речь идет не просто об обучении детей основам безопасности жизнедеятельности, а о воспитании культуры безопасности как компонента общей культуры человека и формировании личности безопасного типа – личности безопасной для себя, для окружающих, для среды обитания, способной сознательно и ответственно относится к вопросам безопасности.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным поведением, научиться жить, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, то, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....