Родительское собрание «Путешествие по тропинке родительской мудрости»
методическая разработка
Родительское собрание в нетрадиционной форме "Путешествие по тропинке родительской мудрости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Путешествие по тропинке родительской мудрости»
Цель: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, создание для них психологической безопасности в лоне семьи.
Ход проведения:
Упражнение «Моя семья»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Воспитатель. Здравствуйте, я желаю вам здоровья! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это невероятная большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе с каждой семьей. Сделаем это с помощью презентации:
Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которая рассказала бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.
Изображенные: небо с луной (папа, солнышко (мама) со звездочками (детьми); дуб (папа, елка (мать, лисичка (дочь, ежик (сын); петух; курица и двое цыплят; рыбки в пруду; семья львов и др.
Правила работы в группе (1 мин.)
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Воспитатель. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила. Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, что подходят нам для эффективного взаимодействия:
• Говорить долго и не по теме.
• Говорить четко и конкретно.
• Перебивать друг друга.
• Правило «поднятой руки».
• Быть пассивным и мрачным.
• Быть активным, участвовать во всех видах деятельности.
• Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения на тренинге мы выяснили. Возможно кто хочет внести коррективы?
«Наши ожидания»
Цель: определение ожиданий участников от встречи и работы в группе.
Психолог. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.
Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Пейзаж», на котором изображена тропинка, раскинувшаяся от дома к холму Родительской мудрости. Стикеры надо прикрепить в начале пути.
Игра - проживание «Коллективная сказка»
Участники объединяются в группы по 4 человека.
Инструкция. Все мы родом из детства и любим сказки. Предлагаю вам поиграть и придумать собственную сказку. Перед вами бланк текста. Допишите, пожалуйста, то, что, по вашему мнению, пропустил автор. Через 5 мин представитель каждой творческой команды продемонстрирует нам результаты работы.
Коллективная сказка
Жили в одной семье Ребенок, Мама и Папа. Каждый из них имел в доме свою комнату- место для работы и отдыха.
Ребенок всегда был. И мечтала о. Мама всегда была. И мечтала о.. папа всегда был. И мечтал о.
Так они и жили бы до сих пор, если бы в их семье не произошло следующее: однажды наши герои обнаружили, что поменялись местами. Папа стал Младенцем, Ребенок - мамой, а мама - папой. И тогда:
Папа-ребенок сразу сделал. И побежал. Ребенок-мама сразу подумала. И начала. Мама-папа сразу сказала. И занялась.
Так это все продолжалось долго, но через форточку в дом влетела Умная мысль, которая и объяснила им, что эта замена не случайна, поскольку между Ребенком, Мамой и Папой очень много общего, а именно.
С тех пор жили они долго и счастливо, каждый - на своем месте, и было у них в доме много радости, счастья, общих интересов и взаимопонимания.
Вывод. Уважаемые мамы, папы, вспомните, что вы чувствовали, когда составляли сказку? К какому выводу пришли члены творческих групп? Действительно, мы убедились, что при четком взаимодействии членов семьи и выполнении каждым своих социальных ролей становится возможным развитие гармоничной всесторонне развитой личности ребенка.
Информационное сообщение «Стили воспитания»
(Презентация)
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, где найти время на общение, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы отдаете детям приказы, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается короткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?
Исследователи утверждают, что родители говорят с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу приказов. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. Родители, склонны к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплины; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от нее покорности, нетерпеливые в детские недостатков. В результате у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению слабых, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех прихотей ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а ее поступок, прислушиваются к мнению ребенка, проводят вместе с ней свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях, прислушиваются к советам родителей, подражают адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенные в себе, хорошо социально адаптированы.
Упражнение «Сказки нашего детства»
Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.
Участники объединяются в три группы.
Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения.
(сказка «Теремок»).
Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки. Другие команды имеют догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.
Обсуждение:
- Что было для вас необычным?
- Каковы ваши ощущения от работы?
- Сложно было выполнять задание?
- Сложно было распознать стиль воспитания на драматизации?
Эксперимент.
Упражнение – эксперимент «Душа ребенка»
Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка.
Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в котором еще не сформировалась или только начинаются формироваться взгляды на мир.
Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше.. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство ним, то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда мы вкладываем в ребенка внимательность, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным развитием своей личности.
Воспитатель: научились, узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.
Коллективный коллаж «Идеальные родители»
Инструкция. Предлагаю вам с помощью фломастеров, журнальных вырезок и рисунков составить портрет идеальных родителей. При выполнении работы разместите на ногах то, чего следует избегать в воспитании детей, на туловище - то, к чему мы стремимся, на руках - методы воспитания, на голове - мысли и слова.
Вывод: Дело в том, что мы, взрослые провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, которые он выполнить не может. Важно понять: взрослым следует научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными; помнить, что ребенка надо не только любить, но и уважать.
Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем заменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача - будет написать правила для ребенка, не употребив «НЕ». например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек на светофоре.
- Не спеши во время еды / Будем есть медленно.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Обсуждение:
- Сложно ли было выполнить задание?
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Вывод. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликтов с детьми, необходимо соблюдать определенные правила.
Рефлексия
Воспитатель. Наша встреча завершается, поэтому определим: оправдались ли наши ожидания. Если да - необходимо переставить стикеры на холм Родительской мудрости, если же ожидания сбылись частично - ставьте стикеры на тропинке между домом и холмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания "Путешествие в страну Знаний продолжается или Только вперед!"
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Взаимодействие с родителями на родительских собраниях: 10 золотых правил родительского собрания.
Подготовка и проведение родительского собрания - чрезвычайно важная составная работы педагога. Для того, чтобы родительские собрания прошли интересно и запомнились родителям необходимо выбрать и...
Родительское собрание «Вместе по тропинке к счастливой семье»
Формировать у детей и родителей взаимную любовь к семье и родственникам, уважение к ним....
Родительское собрание "Вместе по тропинке к счастливой семье"
Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Цель собран...
Родительское собрание Тема: « По тропинке родительской мудрости»
laquo; По тропинке родительской мудрости»...
Родительское собрание средняя группа Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Что я знаю о своём ребёнке 4-5 лет?»
Автор: Погорелова Н.Ю.Организация: Крюковская СОШ дошкольное отделение.Адрес: Московская область, Городской округ Чехов. Д.Крюково д. 17Цель: Стимулировать у родителей интерес к родительскому собранию...