Логопедическая шпаргалка для родителей
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Презентация "Логопедическая шпаргалка для родителей". Для родителей дошкольников, посещающих речевую группу детского сада. Рекомендуется использовать на родительских собраниях и индивидуальных логопедических консультациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 172.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы. Я.А.Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г.Песталоцци – руководство для матерей. К.Д.Ушинский считал, что родители должны читать педагогическию литературу, а так же приобретать знания в общении с педагогами. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детсад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Как отмечал Л.С.Выготский , «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.»
Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятия с детьми дома. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. В нашем ДОУ есть речевая группа, а так же более 20ти детей из разных физиологических групп занимаются с логопедом в рамках инклюзивного образования. Работа в условиях речевой группы дает возможность более тесно взаимодействовать с родителями, но в условиях инклюзии это часто бывает затруднительно. Поэтому для более качественного взаимодействия учителя-логопеда с родителями нами была разработана памятка для родителей.
Памятка содержит информацию: направления взаимодействия специалистов ДОУ с детьми и родителями, Информация о плане коррекционной работы с ребенком на учебный год, общие методические рекомендации родителям. А так же шпаргалку для родителей по обучению грамоте.
Памятка для родителей «Логопедическая шпаргалка»
Предисловие Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который поддерживает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для всех детей с особыми потребностями. 8 принципов инклюзивного образования: - ценостность человека не зависит от его особенностей и достижений; - каждый человек способен чувствовать и думать; - каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге; - подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; - все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; - для всех обучающихся достижение процесса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; - разнообразие усиливает все стороны в жизни человека. МБДОУ №268 является площадкой для инклюзивного образования уже несколько лет . I Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи ребёнка с ТНР Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько родители добросовестно относятся к выполнению детьми домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителя может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит дальнейшему полноценному школьному обучению.
На данной схеме представлены направления взаимодействия специалистов детского учреждения, работающих с детьми, имеющими недостаток речи . Логопед Воспитатель психолог преподаватель ИЗО Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Родители Дети
II Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год. Продолжительность учебного года – 40 недель ( с сентября по май). В нем есть 3 периода. I период – сентябрь, октябрь, ноябрь II период – декабрь, январь, февраль III период – март, апрель, май . Продолжительность подгрупповых логопедических занятий в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной к школе группе – 25 минут. Индивидуальные занятия – 15-20 минут. Подгрупповые логопедические занятия не проводят в первые две недели сентября, первой половине января, в первую неделю мая и в июне. В сентябре логопед обследует детей, проводит диагностику и индивидуальные занятия. В первой половине января и в первую неделю мая у детей каникулы.
В рабочие дни, выдающиеся на эти периоды, логопед занимается только индивидуальной работой с детьми. В июне логопед организует совместную деятельность с детьми и индивидуальные занятия по закреплению пройденного материала. Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершению обследования и условно делится на несколько этапов . а) Подготовительный этап – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе; б) Формирование произносительных умений и навыков устранять дефектное звукопроизношение, развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически, формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе. Постановка звуков. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. Автоматизация поставленного звука в слогах: Автоматизация каждого исправленного звука по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом. Автоматизация звуков в словах. Автоматизация поставленных звуков в предложениях. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности).
в) Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитическо-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка. г) Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребенка на отработанном в правильном произношении лексическом материале. д) Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребёнком звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию и т.д. Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной ( не заученной, не повторяемой вслед за взрослыми!) речи происходит на последнем этапе. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи, их автоматизация не может считаться законченной, а произношение исправленным.
Поэтому на заключительном этапе автоматизация звуков речи очень важен контроль за правильным произношением со стороны родителей. Он необходим в тех случаях, когда самоконтроль ребенка за речью еще не сформирован. К концу III периода обучения в подготовительной к школе группе ребенок должен знать и уметь: - исключать 4-ю лишнюю; - выполнять звукослоговой анализ слов типа СГССГ, СьГСГС , СГСГ, СГСьГС . Умел характеризовать звуки. Делить слова на слоги; - придумывать предложения из 5-6 слов ( например: слово признак, слово предмет, слово действие, предлог, слово предмет); - составлять рассказ по серии предложенных картинок, самостоятельно выкладывать логическую цепочку, озаглавливать рассказ;
- находить предыдущее и последующее число. (больше – меньше на один); - Составлять и решать арифметическую задачу ( на сложение и вычитание), выделяя ее части; - рассказывать стихотворения; Чаще всего затруднения возникают при выполнении звукослогового анализа слова. Для того, чтобы помочь родителям в выполнении этого задания предлагается данная «Шпаргалка для родителей»
Шпаргалка для родителей. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук — это то, что мы слышим и произносим. Буква — это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам. Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [ йа ], «ю» — [ йу ], «е» — [ йэ ],«ё» — [ йо ]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла) ; после гласного звука (маяк, заюшка ) ; после мягкого и твердого знаков (семья, подъем) . В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч) . Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. .
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»). Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ]. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом
Уважаемые родители! Дополнением к данной шпаргалке и для более полного и наглядного освоения материала по обучению грамоте учителями-логопедами МБДОУ №268 была разработана дидактическая игра «Играем вместе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития
На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/24/picture-230177-1511473294.jpg)
Логопедическая шпаргалка для воспитателей, логопедов и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи
Данное пособие используется на занятиях в дошкольном учреждении воспитателями, логопедами, а также родителями старших дошкольников. Все речевые игры направлены на обогащение словаря всеми частями речи...
Логопедическая газета "Шпаргалка для родителей" . Тема номера "Задания на лето"
Родители дошколят с проблемами речи хотят, чтобы у детей была не только хорошая дикция, но и... чудесное лето!!! Домашнее задание на лето рекомендую веселые, так что, если вы будете выполнят...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-868841-1482236577.jpg)
Консультации для родителей "Шпаргалки для родителей"
Шпаргалка для родителей Если ребенок плохо ест Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-877014-1484332340.jpg)
Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»
Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»...
Консультация для родителей Шпаргалка для родителей «Как справиться с проблемой…»
Если вам не нравятся черты характера вашего ребенкаДля начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/11/picture-38167-1607677184.jpg)
Логопедическая газета Шпаргалки для родителей
Логопедическая газета для родителей Шпаргалки для родителей...