Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье рассматриваются вопросы сотрудничества дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников. Рассмотрены нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей
Гошко Н.А.
Воспитатель высшей категории
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №42 общеразвивающего вида»
Республика Коми, г. Сыктывкар
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы сотрудничества дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников. Рассмотрены нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Ключевые слова: семья, педагоги, родители, сотрудничество, формы взаимодействия.
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. Дошкольная образовательная организация – это первая образовательная организация, с которой вступают в контакт родители.
В современных условиях задачей модернизации сотрудничества семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольной организации.
Сейчас, помимо традиционных форм работы с семьей таких как: беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация, родительские собрания, посещение семьи, в ДОО все чаще заменяют новыми нетрадиционными формами. Такие формы работы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы:
- познавательные,
- информационно-аналитические,
- досуговые,
- наглядно-информационные
Информационно - аналитические:
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы проведения:
- Проведение социологических опросов
- Анкеты
- Тренинги
- Индивидуальные беседы
- Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»
- Переписка по электронной почте
Познавательные:
Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Формы проведения:
- Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме («Педагогическая лаборатория», «Читательская конференция», «Аукцион», «Душевный разговор», Семинары-практикумы и др.)
- Мини-собрания
- Круглый стол
- Семейные клубы.
- Родительские конференции
- Деловая игра
- Педагогическая гостиная
- Устные педагогические журналы
- Исследовательская, проектная деятельность
- Интернет-журнал
Досуговые:
Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Формы проведения:
- Совместные досуги, праздники
- Интерактивные досуговые мероприятия
- Выставки работ родителей и детей
- Семинары
- Мастер-классы
- Дни добрых дел
- Турниры знатоков
- КВН
- Совместные экскурсии, походы, пикники.
Наглядно - информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские.
Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Формы проведения:
- Буклеты, брошюры, пособия, бюллетени, еженедельные записки
- Доска объявлений
- Родительская газета
- Ящик для предложений
- Электронные газеты
- Дни (недели) открытых дверей
- Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
- Выпуск стенгазет
- Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности
- Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В данном контексте образовательная организация не может переложить всю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей.
Литература:
- Евдокимова Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Передвижная методическая полка специалиста как нетрадиционная форма сотрудничества детского сада и библиотеки
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача повышения квалификации педагогических кадров, своевременного информирования педагогов о новых разработках в психолого-пед...
Нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в обучении детей безопасному поведению на дорогах.
Безопасное поведение на дорогах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/22/picture-547764-1663853269.jpg)
Нетрадиционная форма сотрудничества ДОУ и семьи по формированию основ ЗОЖ"
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет да...
использование нетрадиционных форм сотрудничества в работе с родителями
признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями " сотрудничество" и " взаимодействие". воспитатели детск...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/31/picture-1451995-1675170749.jpg)
«Нетрадиционные формы сотрудничества по формированию основ ЗОЖ» Консультация для педагогов
laquo;Нетрадиционные формы сотрудничества по формированию основ ЗОЖ»Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-203252-1480234469.jpg)
Традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в рамках детско-родительского клуба "Шире круг"
Традиционные и нетрадиционные мероприятия для детей старшего дошкольного возраста и семей воспитанников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-1423006-1663932216.jpg)
Нетрадиционная форма сотрудничества ДОУ и семьи по формированию основ ЗОЖ"
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет да...