"Хорошо или плохо, если ребёнок левша?"
консультация
Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Стремление разгадать ее – по сути, отражение глубинного желания человека постичь природу иного, необычного, осознать свою особенность. Почти все люди на земле праворукие и только часть из них (5-8%) – другие, не такие, как все. Часто случается, что взрослые – мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя - не знают и не понимают особенностей леворукого ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horosho_ili_ploho.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорошо или плохо, если ребёнок левша?
Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Стремление разгадать ее – по сути, отражение глубинного желания человека постичь природу иного, необычного, осознать свою особенность. Почти все люди на земле праворукие и только часть из них (5-8%) – другие, не такие, как все. Часто случается, что взрослые – мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя - не знают и не понимают особенностей леворукого ребёнка, ставят перед ним невыполнимые задачи, не умеют вовремя помочь, раздражаются, когда ребёнок всё делает левой рукой. Может быть, проблема не в детях, а в нас?
Проблемы леворуких детей связаны, прежде всего, с работой мозга. Два полушария работают слаженно и гармонично, при этом у каждого из них своя задача. Правое полушарие отвечает за образное мышление, восприятие искусства, помогает приспосабливаться к переменам. Оно управляет левой половиной тела. А над правой половиной тела властвует левое полушарие. Эта часть мозга заведует рационально логическим, аналитическим, абстрактным мышлением, основанным не на образах, а на словах. Ведущая левая рука, как правило, является показателем большей активности правого полушария. Поэтому, заставляя левшу работать правой рукой, мы пытаемся переделать биологическую природу ребёнка, а не изменить дурную привычку.
То, какая рука у ребёнка ведущая: правая или левая, зависит от доминирования левого или правого полушария.
Если доминирует левое полушарие (обычно это правши), то наблюдается следующая картина. Дети отличаются рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, склонностью к словесному оформлению своих мыслей, рассудительностью, но слабой эмоциональной отзывчивостью.
Если же доминирует правое полушарие (обычно это левши), то дети, напротив, более эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению.
Давайте посмотрим на мир глазами леворуких людей.
Все предметы, которые нас окружают, ориентированы на людей с ведущей рукой правой. Левши вынуждены с детства приспосабливаться к этому миру. Вообще, у левши правая рука задействована и разработана гораздо больше, нежели левая у правшей, - это необходимость. Левшам приходится
разрабатывать правые руки, даже если их не заставляют, как раньше, писать правой рукой. Например, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, общественный транспорт, штопоры и другие инструменты, компьютерная мышка… Можно перечислять бесконечно, но даже левши не обращают на это внимания - они приспособились.
Опять же, левшам проще освоить то, что требует участия двух рук. Но есть такие инструменты, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы, консервный нож, слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели, особенно электрические) и прочее. Чтобы осознать, как досаждают левшам все эти «мелочи», достаточно сесть за руль автомобиля с правым рулем и попытаться одной левой включить нужную передачу. Самый простой выход для левшей - это купить специальные товары для левшей.
Во многих странах создаются условия для леворуких людей. Например, есть магазины, где можно купить предметы, созданные специально для левшей (ножи, ножницы, швейные машинки, приспособления для компьютера, спортивный инвентарь). Но у нас таких магазинов нет. В нашей стране для леворуких выпускаются лишь часы и клюшки. Все остальное – из разряда дефицита.
Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами. Тогда может быть стоит переучить ребёнка и заставить его пользоваться
правой рукой?
В течение многих десятилетий леворуких детей переучивали, пока не выяснилось, что это не только не приносит пользу, но даже опасно. Нейропсихологии считают, что при таком переучивании угнетается работа правого полушария, что приводит к нарушению речевых и зрительно-
пространственных способностей. Так же у ребёнка ослабляется внимание, координация, пространственный анализ, и как следствие, снижается темп интеллектуальной деятельности. Меняется поведение детей - они становятся более обидчивыми, тревожными, замкнутыми, конфликтными. Появляется раздражительность, агрессия, неуверенность, недоверие к окружающим.
Родителям следует знать, что существуют методические рекомендации, выпущенные Министерством здравоохранения в 1985 году. В них говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей: допустимо вертикальное написание букв или наклон влево. Действия учителя, который снижает отметку за почерк ребёнку-левше, неправомерны. Несильное переучивание левшей приводит к неврозам, «писчим спазмам», к физическим изменениям в организме (замедление роста, нарушение аппетита, сна, энурез, невротическое заикание, тики). Таким образом, переучивание может дать толчок всему негативному в характере и психике ребёнка. Так стоит ли переучивать ребёнка? Ответ однозначный – нет. Так как это не просто перекладывание карандаша или ложки в правую руку ребёнка, а грубое вмешательство в психику ребёнка, в работу его мозга. Ни в коем случае не переучивайте ребёнка, принимаете его таким, каков он есть, любите его таким. И помогите развить способности, заложенные самой природой в леворукого ребёнка!
Воспитание и образование левшей в детском саду
Педагоги ДОУ обязаны обратить внимание и помочь леворукому ребенку и его родителям. Здесь важно правильно квалифицировать трудности ребенка и подобрать адекватную именно ему программу психолого-педагогического сопровождения. Ведь и у правшей, и у левшей могут быть не сформированы пространственные, временные представления, речевые и двигательные процессы. Но у левшат эти знаки отклоняющегося развития могут иметь более комплексный характер, обусловленный качественным своеобразием мозговой организации их психики. Именно поэтому необходимо знать ее основные характеристики, уметь выявить их и учитывать.
Дети-левши требуют тщательного наблюдения и особым образом организованного психолого-педагогического сопровождения с безусловным участием родителей. Поскольку у левшей преобладает образное мышление, то в процессе обучения и воспитания леворуких детей необходимо учитывать следующие их особенности:
- Для левшей характерно лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей), поэтому леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении же часто используются схемы, модели, которые могут быть трудны для этих детей, так как левши часто путают правую и левую сторону, иногда верх и низ.
- Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия характерны для многих леворуких детей. Особенно трудны для них задания мысленного манипулирования фигурами.
- По данным М.М. Безруких, леворукие дети с отмеченной задержкой речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левого полушария мозга), будут испытывать трудности в формировании навыков не только письменной, но и устной речи, чтения. У них неизбежны трудность восприятия речи.
Дислексия, как частичное расстройство процесса овладения чтением проявляется у леворуких детей в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены.
Особенностью письма леворуких детей является зеркальность. У большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо. И у левши после овладения обычным письмом внезапно, в момент утомления или невнимательности, может проявиться зеркальное письмо. Полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после десяти – одиннадцати лет.
Существует также ряд рекомендаций для педагогов ДОУ, реализуя которые можно облегчить жизнь леворукому ребенку:
-Помочь организовать рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, что бы свет падал справа.
-Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, что требуется выполнить.
-Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
-Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына или дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.
-Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в группе для привития детям уважения к индивидуальным особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, нехарактерных большинству.
Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии.
Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо
придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
Довольно часто, леворукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим. Часто у леворукого ребёнка возникают трудности при выполнении заданий основанных на построении в ряд слева – направо (чтение, письмо, выстраивание последовательности картинок). Поэтому следует это учитывать. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение. Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Корректурная проба также упражняет детей в построении в ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов. Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п.
Он проводится следующим образом:
1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов);
2) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
3) образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
4)образец открывается и проверяется правильность выполнения. Полезно будет предложить ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается
отрабатываемый порядок. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать
внимание ребенка. Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении «зеркального» написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. У детей могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте. Такая работа у левши требует большего времени, и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.
Тема воспитания леворуких детей в последнее время стала очень популярной и актуальной. Дело в том, что в обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие — проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Поэтому в последнее время появилось достаточно много работ и в научной, и в популярной литературе, посвященной левшеству: Безруких М.М., Бертран П.М., Николаева Е.И., Семенович А.В., Хорсанд Д.В. и др. В заключении нужно подчеркнуть, что категории риска является не левшество, как таковое, а те нарушения или отклонения в развитии и здоровье конкретного леворукого ребенка, которые могут вызвать трудности в процессе обучения в детском саду и в школе. Если же ребенок нормально рос и развивался, если его не переучивали ни дома, ни в детском саду, то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребенку.
М.М. Безруких советует родителям и педагогам, работающим с ребенком, «учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливыми и добрыми, уметь помочь преодолеть неизбежно возникающие трудности, не делая из них трагедии», т.е. просто уметь его понимать. Понять ребенка левшу, можно только при условии безусловного уважения к нему.
Список литературы
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана – Граф, 2005.
- Бертран П.М. Зеркальные люди. История левшей. Пер. с Франц. К. щербино. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные ассиметрии человека. – М.: Медицина, 1988.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Левши. М.: Издательство «Книга, лтд», 1994.
- Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – Спб.: Питер, 2006.
- Николаева Е.И. Леворукий ребенок: Диагностика, обучение, коррекция. – Спб.: «Детство-пресс», 2005 .
- Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007.
- Хорсанд. Д.В. Если ребенок левша…- М.: АСТ; СПб: Сова, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"
В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и возможно кому это пригодится....
Консультация для родителей: « Компьютер для ребёнка: хорошо или плохо?»
Консультация для родителей...
Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?
Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?...
Консультация для родителей ." Ребёнок - ябеда.Хорошо или плохо?"
Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?". Если ребёнок постоянно жалуется на друзей, рассказывает о поступках сверстников – это хорошо или плохо? Может...
Консультация для родителей в детском саду. Ребёнок - ябеда Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?
Воспитатель: Данилова Г.Н.Описание материала: Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?". Если ребёнок постоянно жалуется на друзей,...
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО (ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ)
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения....
«Хорошо или плохо» – игра для дошкольников, формирующая представление о хорошем и плохом поведении.
Дидактическая игра «Хорошо или плохо» – занятие для дошкольников старшего возраста и первоклассников. В игровой форме воспитатель прививает воспитанникам нравственные нормы...