Буклет "Предупреждение трудностей иследовательской деятельности в школе. Наблюдаем, исседуем окружающий мир"
методическая разработка (подготовительная группа)

Буклет в помощь родителям, для предупреждения у дошкольников 6-7 лет трудностей в решении познавательно-практических задач. Предложенные игровые упражнения развивают навыки исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

БУКЛЕТ

по теме:

«Предупреждение трудностей

исследовательской деятельности

в школе. Наблюдаем, исследуем

окружающий мир»

        

             Предупреждение трудностей       исследовательской деятельности в школе.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождает у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовать означает искать что-то неизвестное.

Исследование представляет собой поэтапную схему:

  • Выбор темы (объекта исследования).
  • Определение предмета исследования.
  • Постановка проблемного вопроса.
  • Выбор методов исследования.
  • Выдвижение гипотез.
  • Сбор материала.
  • Обобщение полученных данных.
  • Доклад.

Какими могут быть темы исследования:

  • фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
  • теоретические – по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

В 6-7 лет дети самостоятельно выбирают интересующую их тему (объект) исследования, для мотивации можно воспользоваться карточками с изображением различных предметов, фрагментом видеофильма, мультфильма, дать прослушать звуки животных, загадать загадки, разгадать кроссворды, прочитать отрывок из научно-популярной статьи, художественного произведения, определиться с предметом исследования исходя из вопроса: что мы хотим узнать об этом объекте?; могут выбрать методы исследования: «Подумай сам»; «Узнай из книг»; «Узнай из компьютера»; «Позвони по телефону». Успешно собирают материал, зарисовывая моделями информацию, обобщают полученные сведения, выделяя главное.

Литература:

А.И. Савенков Маленький исследователь: Развитие познавательных способностей.

А.И.Савинков Я – исследователь.

Игровые упражнения по развитию навыков исследовательской деятельности

  1. Развитие умения видеть проблемы.

Игра «Что там под платком?»

На стол выкладывают парные предметы разной величины: большие и маленькие кубики, шарики, пуговицы, карандаши, коробочки, колечки и пр.

Дети должны внимательно посмотреть на игрушки, потрогать их, сравнить.

Потом игрушки закрывают плотным платком. Ребенок должен, просунув руку под платок и ощупав игрушку сказать, какая она – маленькая или большая, и назвать ее, например: «Маленький кубик. Большая пуговица».  И так далее. Игра продолжается до первой ошибки ребенка.

Примечание. Эту игру можно предложить как домашнее задание родителям. Дома взрослый меняется ролями с ребенком: когда задание выполняет взрослый, ребенок следит за тем, правильно ли он называет объекты.

2. Развитие умения выдвигать гипотезы.

Упражнение «Найди возможную причину события»

- Трава во дворе пожелтела.

- Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

- Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

- Дети больше стали играть в компьютерные игры.

- Миша весь вечер играл со строительным конструктором.

- Весной ласточка не строила гнезда

3. Развитие умения задавать вопросы.

Прием  «Волшебная шкатулка»

С помощью вопросов, на которые взрослый может отвечать только «да» или «нет». Дети с большим увлечением и энтузиазмом начинают задавать вопросы, чтобы скорее раскрыть волшебную шкатулку, но достаточно быстро их вопросы иссякают в силу отсутствия умения задавать исследовательские вопросы.

4. Развитие умения делать выводы.

Упражнение «Скажи, на что похожи»

Например: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки.

Проведи эксперимент: подбери восемь разных предметов на картинке, например: деревянная ложка, резиновая уточка, деревянный брусок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-иследовательская деятельность с детьми 1 младшей группы.

Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста интересна и увлекательна....

Проект иследовательской деятельности в старшей группе "Человек"

Проект исследовательской деятельности в старшей группе детского сада "Человек"...

познавательно-иследовательская деятельность с детьми подготовительной группы

Совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя и детей во вторую половину дня....

Проектно-иследовательская деятельность

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее м...

Беседа "Как предсказать погоду, наблюдая за окружающим миром"

Беседа с детьми по итогам прочтения рассказа М.Пришвина "Золотой луг" призвана развить их интерес к наблюдениям за окружающим миром....