Буклет "Предупреждение трудностей иследовательской деятельности в школе. Наблюдаем, исседуем окружающий мир"
методическая разработка (подготовительная группа)
Буклет в помощь родителям, для предупреждения у дошкольников 6-7 лет трудностей в решении познавательно-практических задач. Предложенные игровые упражнения развивают навыки исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
БУКЛЕТ
по теме:
«Предупреждение трудностей
исследовательской деятельности
в школе. Наблюдаем, исследуем
окружающий мир»
Предупреждение трудностей исследовательской деятельности в школе.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождает у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовать означает искать что-то неизвестное.
Исследование представляет собой поэтапную схему:
- Выбор темы (объекта исследования).
- Определение предмета исследования.
- Постановка проблемного вопроса.
- Выбор методов исследования.
- Выдвижение гипотез.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
- Доклад.
Какими могут быть темы исследования:
- фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
- теоретические – по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
В 6-7 лет дети самостоятельно выбирают интересующую их тему (объект) исследования, для мотивации можно воспользоваться карточками с изображением различных предметов, фрагментом видеофильма, мультфильма, дать прослушать звуки животных, загадать загадки, разгадать кроссворды, прочитать отрывок из научно-популярной статьи, художественного произведения, определиться с предметом исследования исходя из вопроса: что мы хотим узнать об этом объекте?; могут выбрать методы исследования: «Подумай сам»; «Узнай из книг»; «Узнай из компьютера»; «Позвони по телефону». Успешно собирают материал, зарисовывая моделями информацию, обобщают полученные сведения, выделяя главное.
Литература:
А.И. Савенков Маленький исследователь: Развитие познавательных способностей.
А.И.Савинков Я – исследователь.
Игровые упражнения по развитию навыков исследовательской деятельности
- Развитие умения видеть проблемы.
Игра «Что там под платком?»
На стол выкладывают парные предметы разной величины: большие и маленькие кубики, шарики, пуговицы, карандаши, коробочки, колечки и пр.
Дети должны внимательно посмотреть на игрушки, потрогать их, сравнить.
Потом игрушки закрывают плотным платком. Ребенок должен, просунув руку под платок и ощупав игрушку сказать, какая она – маленькая или большая, и назвать ее, например: «Маленький кубик. Большая пуговица». И так далее. Игра продолжается до первой ошибки ребенка.
Примечание. Эту игру можно предложить как домашнее задание родителям. Дома взрослый меняется ролями с ребенком: когда задание выполняет взрослый, ребенок следит за тем, правильно ли он называет объекты.
2. Развитие умения выдвигать гипотезы.
Упражнение «Найди возможную причину события»
- Трава во дворе пожелтела.
- Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
- Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
- Дети больше стали играть в компьютерные игры.
- Миша весь вечер играл со строительным конструктором.
- Весной ласточка не строила гнезда
3. Развитие умения задавать вопросы.
Прием «Волшебная шкатулка»
С помощью вопросов, на которые взрослый может отвечать только «да» или «нет». Дети с большим увлечением и энтузиазмом начинают задавать вопросы, чтобы скорее раскрыть волшебную шкатулку, но достаточно быстро их вопросы иссякают в силу отсутствия умения задавать исследовательские вопросы.
4. Развитие умения делать выводы.
Упражнение «Скажи, на что похожи»
Например: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки.
Проведи эксперимент: подбери восемь разных предметов на картинке, например: деревянная ложка, резиновая уточка, деревянный брусок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково-иследовательская деятельность с детьми 1 младшей группы.
Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста интересна и увлекательна....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО_ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ « ИГРАЕМ С ПЕСКОМ»
на данном занятии дети знакомятся со свойствами песка....
Проект иследовательской деятельности в старшей группе "Человек"
Проект исследовательской деятельности в старшей группе детского сада "Человек"...
познавательно-иследовательская деятельность с детьми подготовительной группы
Совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя и детей во вторую половину дня....
Проектно-иследовательская деятельность
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее м...
Конспект по познавательно-иследовательской деятельности на тему :"Вот она волшебница - вода"
Конспект...
Беседа "Как предсказать погоду, наблюдая за окружающим миром"
Беседа с детьми по итогам прочтения рассказа М.Пришвина "Золотой луг" призвана развить их интерес к наблюдениям за окружающим миром....