Проектно-иследовательская деятельность
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)
В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;
2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).
Они классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и развития детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx | 73.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ,
детский сад № 1141.
Название проекта: «Круговорот воды в природе».
В подготовительной группе № 4
Продолжительность на 2013-2014 учебный год
Воспитатели: Сейфельмелюкова Л.Н; Мустафина М.А.
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)
В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;
2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).
Они классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и развития детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Познаем окружающий мир
(из опыта работы по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников)
Ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «Почему?».
Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, отвечающей потребностям активной детской натуры, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжение всего периода дошкольного детства.
Экспериментирование вызывает не только огромный интерес у детей. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню».
Усваивается все прочно и на долго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам.
Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.
- Это свойства самого удивительного вещества на земле – воды.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- - эвристические беседы
- - постановка и решение вопросов проблемного характера
- - наблюдения
- - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой
- природе)
- - опыты
- - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,
- трудовой деятельности
- - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
- - подражание голосам и звукам природы
- - использование художественного слова
- - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
- ситуации
- - трудовые поручения, действия
Оборудование для исследовательской деятельности
- 1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
- 2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного
- размера, резиновые перчатки.
- 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
- 4. Резиновые груши разного размера.
- 5. Пластиковые, резиновые трубочки.
- 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
- 7. Пластиковые контейнеры.
- 8. Рулетка, линейка.
- 9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,
- термометр.
- 10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
- 11. Цветные прозрачные стеклышки.
- 12. Лупы, зеркала, магниты.
- 13. Лопатки, грабли, лейки.
- 14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для
- самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал, подлежащий исследованию
- 1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный
- уголь.
- 2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские
- шампуни, пенка для ванн).
- 3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
- 4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,
- мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки
- орехов.
- 5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,
- кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Правила безопасности жизнедеятельности детей
- 1. Работа под наблюдением взрослого.
- 2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- 3. Грязными руками не трогать глаза.
- 4. Не брать руки в рот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...