Проектно-иследовательская деятельность
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мустафина Марина Анатольевна

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).

Они классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и развития детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx73.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ,

детский сад № 1141.

http://pochemu4ka.ru/_ld/17/s22735829.jpg

Название проекта: «Круговорот воды в природе».

В подготовительной группе № 4

Продолжительность на 2013-2014 учебный год

Воспитатели: Сейфельмелюкова Л.Н; Мустафина М.А.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).

Они классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и развития детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Познаем окружающий мир

(из опыта работы по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников)

 

     Ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

     Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «Почему?».

     Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, отвечающей потребностям активной детской натуры, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжение всего периода дошкольного детства.

     Экспериментирование вызывает не только огромный интерес у детей. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения.

     Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню».

     Усваивается все прочно и на долго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам.

     Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.

  • Это свойства самого удивительного вещества на земле – воды.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

  • - эвристические беседы
  • - постановка и решение вопросов проблемного характера
  • - наблюдения
  • - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой
  •  природе)
  • - опыты
  • - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, 
  • трудовой деятельности
  • - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  • - подражание голосам и звукам природы
  • - использование художественного слова
  • - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 
  • ситуации
  • - трудовые поручения, действия

Оборудование для исследовательской деятельности

  • 1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
  • 2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного 
  • размера, резиновые перчатки.
  • 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
  • 4. Резиновые груши разного размера.
  • 5. Пластиковые, резиновые трубочки.
  • 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
  • 7.  Пластиковые контейнеры.
  • 8. Рулетка, линейка.
  • 9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, 
  • термометр.
  • 10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
  • 11. Цветные прозрачные стеклышки.
  • 12. Лупы, зеркала, магниты.
  • 13. Лопатки, грабли, лейки.
  • 14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для 
  • самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал, подлежащий исследованию

  • 1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный 
  • уголь.
  • 2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские
  •  шампуни, пенка для ванн).
  • 3.  Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
  • 4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, 
  • мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки 
  • орехов.
  • 5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, 
  • кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

  • 1. Работа под наблюдением взрослого.
  • 2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
  • 3. Грязными руками не трогать глаза.
  • 4. Не брать руки в рот.

 Экспериментально – исследовательская деятельность детей 

1.    «Вода прозрачная»

Цель: Опытническим путем показать детям, что вода не имеет цвета.

 

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет. Почему? Перед нами молоко и вода, в стакане с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком – нет.

 

2. «У воды нет запаха»

Цель: Опытным путем показать детям, что вода не имеет запаха.

 

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопровода может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

  

3. «Лед – твердая вода»

Цель: Опытным путем показать детям, что лед – это вода в твердом состоянии.

 

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разный промежуток времени.

4. «Снег»

Цель: Опытным путем показать детям, что рассыпчатый снег не лепится, а влажный лепится.

 

Опыт проводится на прогулке, предложите детям скатать шарик из рассыпчатого снега, затем смочите снег в воде и предложите скатать шарик из влажного снега. Сравните, какой шарик получился ровным, а какой рассыпает?

  

5. «Вода нужна всем»

Цель: Опытным путем показать, что вода нужна всем.

 

Дайте каждому ребенку две горошины или фасолинки. Одну из них он   положит на блюдце в намоченную ватку и,  будет постоянно подливать воды, поддерживая ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую ватку и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. У какой из горошинок появится росток, а какой нет. Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.

 

6. «Веточка живая»

Цель: Опытным путем показать детям, что зимой деревья не умирают, а – «спят».

 

Занесите в группу веточку тополя, поставьте ее в теплую воду и каждый день наблюдайте с детьми, что с ней происходит. Через некоторое время появятся липкие почки, а потом листики. Зарисовывайте все изменения в дневнике наблюдений.

 

7. «Посадка лука»

Цель: Опытным путем показать детям, что в воде лук прорастает быстрее, чем в земле.

 

Возьмите банку с водой и «посадите» в неё луковицу, рядом поставьте баночку, наполненную землей и посадите в неё другую луковицу. Наблюдайте каждый день и зарисовывайте изменения в дневник наблюдений. У какой из луковиц первой появятся зеленые ростки.

 

8. «Откуда появляется песок»

Цель: Опытническим путем показать детям способ образования песка.

 

Накалите кусочек гранита в пламени спиртовки и бросьте в стакан с холодной водой. Через 1-2 минуты выньте кусочек из воды, снова нагрейте и опять опустите  в холодную воду. Теперь попробуйте разломить кусочек. Он будет крошиться на мелкие части. Это происходит потому, что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении  сжимаются. Связь между ними нарушается, и гранит становится непрочным. Вот откуда берутся маленькие песчинки.

 

9. «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»

Цель: Опытническим путем показать детям, что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

 

Наливают в два блюдца воды – одно блюдце ставят на солнце, другое в тень. Затем проверяют, в каком блюдце испарилась быстрее вода. На солнце вода испарилась быстрее, чем в тени.

 

10. «Радуга»

Цель: Опытническим путем показать детям образование радуги.

Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода играет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «Ра – дуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.  

 

 

11. «Буря»

Цель: Опытническим путем показать детям силу ветра.

 

Опустите на воду кораблики с парусами, изготовленные из природных материалов или бумаги. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит, когда ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

 

12. «Вода -  жидкая, может течь»

Цель: опытническим путем показать детям, что вода «жидкая» и может течь.

 

Дайте детям два стакана – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая и может течь ее называют – жидкостью.

 

13. «Пар – это тоже вода»

Цель: Опытным путем показать детям парообразное состояние воды.

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркало. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и вскипятите воду в присутствии детей при этом не забывайте о технике безопасности. Обращайте внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

 

14. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

 Цель: опытническим путем показать детям свойство воды, как растворителя.

Дайте детям два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешайте его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось пить не сладкий чай. Можно попробовать растворить и другие вещества, дайте детям: соль, кофе.

Предложите детям размешать акварельную краску в стакане с водой. Желательно, чтобы у каждого был свой цвет, тогда  вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

 

15. «Вода не имеет формы»

Цель: Опытническим путем показать детям, что вода не имеет формы.

Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет в любом месте он останется кубиком (до тех пор , пока не растает). А жидкая вода?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда , имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

 

16. «Вода нужна всем»

Цель: Опытническим путем  показать детям важность воды в природе.

дайте каждому ребенку две горошины или две фасолинки. Одну из них положите на блюдце, в смоченную ватку и  постоянно поддерживайте ее во влажном состоянии. Вторую горошину поместите на другое блюдце в сухую ватку и не смачивайте вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например на подоконнике. В результате этого опыта ребенок убедится в роли воды в развитии, прорастании растении.

 

17. «Растения пьют воду»

Цель: Опытническим путем показать детям, что растения «пьют» воду.

Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.

 

18.«Радуга»

Цель: Опытническим путем показать детям образование радуги.

Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода играет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «Ра – дуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.  

 

19. «Животворное свойство воды»

Цель: Опытническим путем показать детям живительную способность воды и то, что деревья зимой остаются живыми, у них замедляется сокодвижение (отдыхают).

Заранее срежьте веточки разных деревьев: тополь, береза, клен, ясень  и т. д.

Обратите внимание детей на то, что на них нет листьев, веточки как – будто не живые. Возьмите сосуд , наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки, определите от какого дерева та или иная веточка. После этого поставьте веточки в воду на видное место. Во второй сосуд воду не наливайте. Каждый день наблюдайте за веточками, в каком сосуде веточки быстрее оживут. Зарисуйте в дневнике наблюдений.

 

20. «Иней»

Цель: Опытническим путем показать детям процесс образования инея.

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Иней.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...