РАБОТА НАД ПЕРЕСКАЗОМ
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РАБОТА НАД ПЕРЕСКАЗОМ
Иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко.
Предложите сначала отвечать на конкретные вопросы. Например, после чтения рассказа Н. Носова «Живая шляпа» можно задать такие вопросы:
– Что делали мальчики?
– Что делал котёнок Васька?
– Где лежала шляпа?
– Почему мальчики прыгнули на диван?
– Почему мальчики побежали на кухню?
– Как мальчики хотели испугать шляпу?
– Почему шляпа подпрыгнула?
Сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми – типа комиксов). Перепутайте карточки, а затем предложите разложить их правильно и в той же последовательности рассказать историю. Сначала ребёнок почти дословно (по модели) передаёт содержание истории. Хотя это ещё неструктурированная речь, но она способствует использованию устойчивых словосочетаний, встречающихся в тексте.
Часто ребёнок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов: земля, шашки, колонна, горы, овсянка, язычок; идёт человек (дождь, весна, письмо); свежий ветер (хлеб, новости).
Спрашивайте у ребёнка, как он понимает смысл пословиц, поговорок. Разберите значение идиом (устойчивых фразеологических словосочетаний). Используйте их в собственной речи. Учите отгадывать загадки. «Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдалёнными, внешне несходными вещами на основании существенных свойств. Учат выделять существенные признаки предметов» (С. Бондаренко). Они отличаются четкостью построения фразы, лаконичностью, образностью. Используйте фольклорные и литературные загадки. Предложите ребёнку узнать предмет по описанию. Хорошо, если малыш попробует сам придумывать загадки.
Чаще включайте в совместный досуг игры со словами (ребусы, кроссворды и т. п.). Они увлекают и детей, и взрослых, расширяют кругозор, тренируют память, помогают понять, как устроен язык, служат профилактикой ошибок на письме. Развивайте умение задавать информативные вопросы.
Учитывайте уровень развития ребёнка. Старайтесь давать лаконичные объяснения, пока ребёнок не готов к пониманию сути того или иного явления. Избегайте длинных объяснений. При этом для успешности общения необходимо не просто узнавать слова, но и соотносить их с определённым социальным опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Как работать над пересказом"
Краткие основы для работы над пересказом с детьми старшего дошкольного возраста....
Индивидуальная тема самообразования: «Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».
Развитие связной речи у дошкольников...
Работа над пересказом с использованием опорных схем для детей подготовительной группы
Работа над пересказом....
План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...
«Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе работы над пересказом.»
Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь – это умение ребен...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...
- Мне нравится (1)