Как помочь ребёнку заговорить
консультация

Шипилова Наталия Васильевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Как помочь ребёнку заговорить

    Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост – уже давно установлено, что после полутора лет у ребёнка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Причём овладение речью имеет характер «взрыва».

    Молчавший до этого малыш вдруг заговорил,  да так, что остановить его невозможно. Некоторые учёные считают, что такая внезапность в овладении речью связана с тем, что дети в полтора года делают своего рода открытие:  каждая вещь имеет своё название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребёнка «это что?», казалось бы, подтверждают данное мнение. Но думать, что годовалый малыш способен открыть всеобщий закон – это значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь детей. Ни один ребёнок не способен осознать в столь юном возрасте знаковую функцию слов, не владея речью. И всё же скорость, с которой расширяется запас слов младенца, поразительна.

    Вместе с тем определить точную дату появления первых слов ребёнка не так-то просто. Дело в том, что по времени появления речи и по объёму своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а бывают случаи, когда и до двух с половиной лет ребёнок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.

     Столь существенные индивидуальные различия не позволяют установить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно определить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не закончились, потому что между детьми от 1 года до 2 лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть эту трудность, учёные попытались подсчитать минимальный и максимальный словарь ребёнка для каждого возраста. Оказалось, что и между этими величинами существуют огромные различия. Например, в 1 год и 3 месяца минимальный словарь ребёнка – всего 4-5 слов, а максимальный – 232(!). При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.

    Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребёнка и от того, по какому пути идёт его речевое развитие.

    Мы уже говорил, что развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (т.е. понимание речи ) и активное (т.е. говорение).  Обычно пассивная речь опережает активную.  Уже в 10-12 месяцев дети обычно понимают названия многих предметов и действий. Всем известны знаменитые детские в «Сороку-ворону» или «Козу».  «Всё понимает, - удивляются растроганные родители, - а сказать ничего не может». Действительно, до определённого времени  число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребёнок может вплоть до 2 лет, хорошо понимая всё, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова – либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И всё – таки при этом, если ребёнок живёт в нормальных условиях, его речь развивается.

    Обычно у таких детей переход к активной речи происходит резко и неожиданно. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарём ребёнка. Бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своём развитии тех, кто начал говорить в 10 месяцев. Поэтому не стоит беспокоится, если до 2 лет в активном словаре ребёнка всего 2 – 3 слова. Если малыш понимает обращённую к нему речь, если вы создаёте все необходимые условия для его нормального развития, значит, рано или поздно он заговорит. А вот как рано или насколько поздно – во многом зависит от вас.

   Рассмотрим, как могут родители помочь ребёнку заговорить.

    Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого – малыши запоминают слова взрослых, повторяют  их и таким образом усваивают речь. «Скажи мама, скажи ляля, скажи ложка»,  - просят родители малыша и ждут от него соответствующих звуков. К их великой радости, многие малыши уже в 10 – 12 месяцев начинают отчётливо повторять за взрослым те или иные простые слова.  Подражание действительно имеет место при овладении речью ( ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно не является главным. Ребёнок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова ещё не ведёт к появлению собственных слов ребёнка.

      В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но взаимодействие взрослого с ребёнком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков. Мы уже говорили, что слово – это прежде всего знак, т.е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой – то обозначаемый им предмет, т.е. его  значение.  Если такого предмета нет, если мать и ребёнок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появится, как бы много мать ни разговаривала с малышом и как бы хорошо он ни воспроизводил её слова. Если же мама играет с младенцем в игрушки, его действия и эти самые игрушки становится предметом (или содержанием) их общения. Однако в том  случае, если ребёнок увлечённо играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребёнка также задерживаются:  у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому – либо с просьбой или выразить свои впечатления.  Потребность и необходимость говорить предполагает наличие двух главных условий: 1) потребность в общении со взрослым и 2) потребность в предмете, который нужно назвать.

          Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым или содержательного , делового общения создаёт необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести своё слово. Таким образом, главное – это не просто говорить, но играть с ребёнком; разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики , пирамидки , мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно играть вместе.

        В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребёнком речевую задачу, которая требует перестройки всег7о его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определённое слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально – исторической природы ( каким всегда является слово ) для воздействия на окружающих.

       Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребёнка к активному использованию определённого слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и научить его этому может только взрослый.

      В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребёнка.

На первом этапе таким центром является предмет. Малыш тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно – выразительными движениями.  В некоторых случаях, когда он не получает желанный предмет, эти проявления перерастают  в гнев и даже в плач. Однако у большинства детей центр внимания постепенно сдвигается на взрослого.

         На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Обращаясь к нему, ребёнок пробует разнообразные речевые и неречевые средства . Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение ( « дай – дай – дай») и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако  если взрослый  « не сдаётся » и ждёт нужного слова, ребёнок  наконец пробует его произнести.

        На третьем этапе центром ситуации выступает именно слово. Ребёнок  начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредоточивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание  « говорящих », шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребёнок  не только слышит, но и « видит » нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчётливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно проявляются первые попытки произнести слово.

       Важно подчеркнуть, что малыш сначала ориентируется  в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что, для того чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова происходит на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут.

       Полностью развёрнутым процесс порождения слова бывает только в начале. В последующем этот процесс свёртывается, ребёнок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Вместе с тем важно подчеркнуть, что речевая задача, т.е. задача передать что – то словами, впервые ставится перед малышом именно взрослым. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребёнка.

Однако благополучным и своевременным появление речи бывает не всегда.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как помочь ребёнку заговорить"

Работа с родителями предусматривает одну из нетрадиционных форм. Одной из них является школа для родителей "Эрудит". В нашем учреждении она проводится по возрастам, согласно плану работы "школы"....

Консультация для родителей : Как помочь ребёнку заговорить?

Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов. Особенно сейчас, когда необходимо знать не только русский, но и английский или ещё какой-...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАГОВОРИТЬ?

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"11335992","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Артикуляционные упражненияПриведенные ниже артикуляционные у...

Консультация для воспитателей Как помочь ребёнку заговорить?

Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов.Особенно сейчас, когда необходимо знать не только русский, но и английский или ещё какой-н...

Как помочь ребёнку заговорить

В данной статье приведены артикуляционные упражнения для стимуляции речевой активности детей....

Памятка для родителей: "Как помочь ребёнку заговорить?"

Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов. Забота о своевременном формировании речи у ребёнка - это основное условие успешного обуче...