Взаимодействие педагога ДОО с родителями в воспитательном процессе.
статья

Эмирбекова Светлана Сулеймановна

       Взаимодействие воспитателей и родителей является одним из важнейших условий формирования личности ребенка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласовании  действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.   Сотрудничество  педагогов и родителей  позволяет лучше узнать  ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешными в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку

в детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский

Взаимодействие воспитателей и родителей является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласовании действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.

В.А.Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешными в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле - от воспитателя к родителю. Поэтому мелкими шагами нужно идти в направлении друг к другу и в результате добиться полного взаимопонимания.

1 шаг. Контакт.

Как воспитателям, так и родителям очень важна первая встреча, которая будет вызывать и чувство волнения, и тревоги, и сомнения. Родители будут задавать себе вопрос «Тому ли воспитателю я доверяю своего ребёнка?» Для воспитателя важен контакт, от которого зависит дальнейшее сотрудничество тандема «воспитатель - родители». Первый подход друг к другу может быть очень важным, чтобы не пропало желание в дальнейшем укреплять общий интерес, работающий на результат в воспитании ребёнка.

Воспитателю необходимо постараться, чтобы первое мнение о его профессионализме стало решающим. Искреннее уважение к родителям, заинтересованность в совместной работе, деликатность, педагогический такт, культура поведения и правильный подбор необходимых слов сыграют важную роль в первой встрече с родителями .Обмениваясь мнениями по поводу каких-либо черт характера или особенных моментов в поведении ребенка, было бы правильно заострять внимание на положительных качествах и началах в личности ребёнка.

Если первое общение проходит успешно, в доверительной обстановке, на основе уважения, обоюдного желания достигнуть понимания, то можно считать, что первый шаг к успеху сделан правильно, преодолевается чувство недоверия и снижение напряжение в отношениях.

2 шаг. Общий интерес.

Делая этот шаг необходимо проявить огромный интерес к ребёнку, углубиться в условия семейного воспитания, выявить у родителей чувство ответственности за воспитание и судьбу малыша.

Делая этот шаг, воспитатель более активно проявляет интерес к ребёнку, к условиям семейного воспитания, выясняет, как проявляется забота родителей о ребёнке, чувствуют ли они ответственность за его воспитание и судьбу. Воспитатель расспрашивает родителей, на какие положительные качества ребёнка можно опираться в процессе воспитания или перевоспитания. Родители делятся наблюдениями, высказывают сомнения о некоторых непонятных им поступках, особенностях личности ребёнка.

Таким образом, воспитатель готовит почву для взаимопонимания, выявляет, одинаково ли обе стороны относятся к будущему объекту воздействия - ребёнку. Именно на этом шаге к успеху воспитания зарождаются положительные эмоции от общего интереса, доброжелательного общения, что необходимо для налаживания дальнейшей совместной педагогической деятельности.

3 шаг. Индивидуальный подход.

Воспитатель, акцентируя внимание на положительных моментах в воспитании ребёнка, ищет индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье, на основе учёта их интересов и особенностей. Откровенность воспитателя должна расположить к нему родителей, заставив их прислушаться к его некоторым советам, замеченными им изъянами семейного воспитания. Так же предложить конкретные меры воздействия на ребёнка, опираясь на раннее предложенные меры воздействия со стороны родителей. Воспитатель может доверительно сообщить им о некоторых сомнениях, затруднениях в воспитании ребёнка, прислушаться к предложениям отца и матери, попросить у них совета.

4 шаг. Взаимное доверие и взаимопомощь.

Этот шаг построен на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета воспитателя в семье, а родителей - в детском саду.

При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью должно стать педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс. Родители с низкой компетентностью зачастую не знающие целой картины воспитания, не владеющие своими правами и обязанностями, ухудшают процесс воспитания ребенка, это отражается низкой активностью, конфликтностью, безответственностью. Только доверительными действиями, дружескими беседами, эффективными формами работы и совместными смелыми решениями можно достигнуть нужного результата, а постоянный контакт с семьёй позволит пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

5 шагОбщая цель.

Согласившись на совместное сотрудничество «Воспитатели-родители» стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи в воспитании ребёнка.

В этот период воспитатель должен направить усилия на то, чтобы родители признали свои ошибки, недостатки в воспитании. Не исключены споры, возражения, несогласие по тому или иному вопросу. Возможны критические замечания родителей по поводу предложений воспитателя. Но именно в таких откровенных спорах воспитатель вскрывает истинную позицию семьи, её воспитательные возможности и особенности.

Этот шаг прогнозирования возможных вариантов отношений воспитателя с родителями. У сторон могут возникнуть опасения «Стоило ли до конца раскрывать себя, быть предельно откровенным?» Но это не мешает упрочнению сотрудничества на пути к общей цели.

6 шагРасширение и углубление педагогического сотрудничества.

Установление сотрудничества и партнерских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Надо помнить, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку и строить свои отношения с родителями на основе сотрудничества и взаимного уважения, ребёнок - уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

7 шаг. Эффективность и результативность.

Эффективность включенности родителей в деятельность ДО определяют следующие показатели:

  • сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в детском саду, деятельность воспитателя, возможных результатах деятельности детей;
  • владение необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей;
  • степень проявление интереса к активному включению в планировании воспитательно-образовательного процесса.

Высшим уровнем, из проведенных показателей, является включенность родителей в планирование воспитательной работы в ДО. Эффективность сотрудничества обусловлена: положительной установкой сторон на совместную работу, осознанием её целей и личностной заинтересованностью; совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей; свободой выбора участников деятельности; позиций администрации, способствующей реализации и самовыражению педагогов и родителей.

Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз отметить, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности.

Поэтому проблема сотрудничества воспитателей и родителей в контексте целостного развития ребёнка должна быть решена в каждом детском саду. Необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Только тогда родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателей и администрации ДО, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями в реализации комплексно - тематического планирования образовательно - воспитательного процесса. Старшая группа.

Материал для родителей, который поможет детям в усвоении тем календарно- тематического планирования....

Статья: Взаимодействие детей и родителей в рамках воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста

АктуальностьВ федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудни...

«Организация общего взаимодействия педагога и родителей по формированию интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста»

«Организация общего взаимодействия педагога и родителей  по формированию  интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста» ...

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»...

Статья. Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование ...

«Взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно – образовательном процессе».

laquo;Современные формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно – образовательном процессе»...