Статья. Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
статья
Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование воспитателей, у взрослых членов семьи не всегда достаточно знаний и умений, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребенком, проявить должную заботу о гармоничном развитии его личности. Поэтому, Для того, чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, для формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Специфика взаимодействия воспитателя и родителей | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального тыла, поддержку, безусловного и безоценочного принятия. В этом главное значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. В семье закладываются основы нравственности личности, формируются нормы поведения, раскрываются индивидуальные качества, способности личности человека.
Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование воспитателей, у взрослых членов семьи не всегда достаточно знаний и умений, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребенком, проявить должную заботу о гармоничном развитии его личности. Поэтому,
Для того, чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, для формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
В едином воспитательном процессе взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи основывается на единых основаниях, осуществляя в воспитании единые функции: контролирующую, информационную, воспитательную и другие.
На сегодняшний день в основе воспитательно - образовательного процесса лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, и оказать помощь в воспитательной деятельности родителей. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Взаимодействие воспитателей и родителей - педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию единых подходов воспитания и образования дошкольника.
Главная цель взаимoдействия воспитателей дошкольного учреждения с родителями своих воспитанников может реализоваться через следующие задачи:
- воспитание уважения к родительству и детству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- содействие и повышение общей культуры семьи и психолого - педагогическое просвещение родителей;
- оказание практической помощи родителям детей через трансляцию основ знаний, умений, навыков, опыта работы с дошкольниками;
- применение с родителями различных форм совместного сотрудничества, исходя из индивидуально - дифференцированного подхода к семьям воспитанников.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимoдействия воспитателя с родителями воспитанников, суть которых — обогатить педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений. К ним относятся:
Коллективные:
- Родительские собрания
- Конференции
- «Круглые столы»
- Презентации детского сада
- Семинары и консультации для родителей
Индивидуальные:
- Педагогические беседы
- Консультации
- Анкетирование
Наглядно-информационные:
- Аудио, видеофрагменты организации разных видов деятельности
- Фотовыставки
- Информационные стенды
- Папки-передвижки
Традиционные формы работы помогают воспитателям организовать целенаправленную и содержательную работу с родителями воспитанников. Но применение данных форм работы не всегда приводит к возникновению интереса у родителей к вопросам психологии и педагогики детей. В данное время практически все работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, тем самым желая усовершенствовать и разнообразить эту деятельность.
Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно - образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:
Информационно-аналитические:
- Социологические срезы, опросы
Досуговые:
- Совместные досуги, праздники
- Участие родителей и детей в выставках, конкурсах
Познавательные:
- Семинары-практикумы
- Педагогический брифинг
- Педагогическая гостиная
- Семейные клубы
- Проектная деятельность
- Устные журналы
- Игры с педагогическим содержанием
- Педагогическая библиотека
Наглядно-информационные:
- Информационные проспекты
- Дни открытых дверей
- Открытые занятия
- Выпуск газет
- Визитные карточки, презентации детского сада
Таким образом, творческое использование традиционных форм работы и нетрадиционных позволяет более успешно и эффективно взаимодействовать с родителями в образовательном процессе дошкольного учреждения. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...
«Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...
Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации
Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...
Презентация для воспитателей: "Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"
Презентация для воспитателей"Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"...
Организация образовательного процесса в МБДОУ «Золотая рыбка» в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение»
Из опыта работы по ООП ДО "Вдохновение"под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой....
Информационная карта участника муниципального этапа профессионального конкурса среди педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования «Воспитатель года
Информационная карта участника...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...