Консультация для родителей "Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным традициям"
консультация (средняя группа)
Материал предоставлен для родителей дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для родителей | 21.44 КБ |
konsultatsiya_1.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к
семейным традициям»
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
За последние годы произошел значительный сдвиг ценностных установок, относящихся к семейной жизни. Происходит переориентация женщин с семьи, как смысл о жизненной ценности на профессиональную деятельность и карьерный рост. В большинстве случаев из-за полной занятости женщины на работе «усеченной» оказывается роль матери. Активно перенимая мужские социальные роли, женщина почти автоматически перенимает и мужские особенности поведения: агрессивность, властность, диктат, силовые приемы в решении конфликтов. Нередко и мужчина, глава семьи, лишен внутренней свободы, уверенности в себе, ему присущи вялость и пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость, капризность. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия для большинства семей становятся непозволительной роскошью.
Несмотря на то, что в настоящее время многие семьи утрачивают функцию «психологического единства» и «духовного убежища», у индивида сохраняется потребность в общении с любящими его людьми, в принятии его «значимыми другими». Семейные ценности остаются неповторимыми, их не могут заменить никакие другие, они вечны и общезначимы. Культура людей немыслима без семьи, детей, любви, супружеских и родственных отношений, связи таких систем, как «муж - жена», «мать - ребенок», «отец - сын», «брат - сестра» и т.д. Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием человеческих отношений, которые создают его нравственные устои.
Сегодня возрастает интерес российского общества к проблемам семьи и семейного воспитания. Семья признается главным и основным институтом воспитания детей. В связи с этим возникает необходимость пересмотра содержания, форм, средств, технологий взаимодействия образовательных учреждений и семьи, разработки педагогических условий приобщения детей к семейным ценностям.
Механизмами, обеспечивающими приобщение ребенка к семейным ценностям, являются патриархальные семейные традиции (сбор родственников во время торжеств, праздников, застолье, «беседа по душам», подарки, забота о старших и младших членах семьи, уход за могилами предков, поминания, поддержание добрососедских отношений и др.), традиционный этикет, фольклор, трудовые традиции, народные игры, русское музыкальное и танцевальное искусство и др.
Игра в народной педагогике являлась одним из самых эффективных средств приобщения ребенка к семейным ценностям, усвоения мужских и женских ролей в семье. В играх воспроизводились многие жизненные ситуации, воссоздавались социальные отношения между людьми, характерные для деревенского общества. С помощью игры усваивались нормы и правила поведения в социуме, мужские и женские умения и навыки, оттачивались представления о Добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В процессе игр дети приучались к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.
И сегодня игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредованной форме включается в жизнь взрослых, осваивает стереотипы мужского и женского поведения.
Большой интерес детей к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей: смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Игра-драматизация ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия. Таким образом, в процессе игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В процессе игры и подготовки к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Данные характеристики, приобретаемые в процессе игр-драматизаций (взаимопомощь, внимание, забота, готовность выслушать), являются также и основными составляющими семейных отношений. Все это позволяет рассматривать игры-драматизации как одно из педагогических условий приобщения дошкольников к семейным ценностям.
В инсценировках, где дошкольникам предоставляется возможность проигрывания ролей привлекательных персонажей - добрых, заботливых, миролюбивых, отважных, должны находить отражение нравственные семейные отношения. Игры-драматизации воспитывают такие чувства, как гуманность, сопереживание, доброжелательность, способствуют проявлению сочувствия. Именно такие чувства определяют развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста, которые в условиях инсценирования проявляются наиболее живо и непосредственно.
В качестве сюжетов игр-драматизаций нужно выбирать сюжеты художественных произведений, которые своим содержанием формируют идеальные представления о социальных ролях матери/отца, жены/мужа, хозяйки/хозяина дома, которые в будущем предстоит выполнять девочкам и мальчикам. Художественные тексты необходимо отбирать по принципу смыслового содержания, сам жанр используемой литературы не является принципиальным. Важно, чтобы художественное произведение заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно-развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько «сквозных» героев, наряду с героями эпизодическими, активно участвующими в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов. Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в играх-драматизациях, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из семейной жизни (смешной случай, важное событие, добрый поступок). Художественные произведения, отобранные для игр-драматизаций, должны способствовать формированию у детей представлений о крепкой, дружной семье, в которой почтительно, с уважением относятся к старшим, главной ценностью которой являются дети. Важно формировать у дошкольников собирательный, обобщенный положительный образ девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких).
Образцом самоотверженной любви, милосердия является образ Аленушки в сказке С.А. Аксакова «Аленький цветочек». В качестве педагогического приема можно использовать драматизацию отдельных фрагментов, ярко раскрывающих нравственные качества героини и реплики, отражающие ее отношение к батюшке и Чудищу лесному: «Милый батюшка», «Ах, встань, пробудись, милый друг».
В процессе игр-драматизаций у девочек и мальчиков формируются представления о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре. Дошкольники учатся устанавливать общность и отличие действий своих и характерных для их мам и пап, сравнивая, анализируя и проигрывая жизненные ситуации: досуг на природе, приобретение в дом продуктов и мебели, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи. Детям можно предложить выполнить различные творческие задания, например:
• представить и изобразить, как «мама» укладывает спать «ребенка», напевает ему песенку, нежно баюкает и ласкает;
• изобразить интонацией, движениями, как «старенькая бабушка» рассказывает «внукам» сказку, печет пироги, идет в магазин за продуктами;
• пользуясь мимикой, передать эмоции радости, нежное, заботливое отношение любящих «родителей» к своим «детям»;
• изобразить с помощью мимики, жестов, интонации «гневную жену», вызвав у детей осуждение, негативное отношение к увиденному;
• показать, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
• произнести от лица «мамы» определенную фразу (например: «Почему ты не убрала за собой игрушки?») возмущенно, удивленно, с грустью, тихо, громко, передавать позой, что в данный момент делает мама;
• изобразить, как обращается к детям («Здравствуйте, дети!») папа, если он уставший, в хорошем или плохом настроении.
Такая работа помогает сделать драматизацию интереснее и содержательнее.
С помощью игры-драматизации дошкольников знакомят с правилами поведения в семье: уважать интересы каждого, не пользоваться личными вещами без разрешения, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать заниматься любимым делом, отдыхать, проявлять заботу друг о друге, о малышах и пожилых, просить прощение за причиненные неудобства. Дети усваивают мысль, что в крепкой, дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми, счастливыми.
Представления о семейных обязанностях также возможно формировать посредством игр-драматизаций. Детей знакомят с тем, что папы и мамы, мальчики и девочки выполняют разные обязанности в семье. Той работой, где нужна сила, выносливость, твердость, решительность, чаще занимаются мужчины, а той, где требуется терпение, усердие, кропотливость, доброта, забота, - женщины. Мужчины и женщины дополняют друг друга в работе, вместе они создают уют и тепло в доме.
Для формирования представлений детей о семейных обязанностях можно использовать следующий сценарий игры-драматизации.
Воспитатель предлагает детям поиграть в «Семью». Дети выбирают себе из кукол «дочек» и «сыночков» и показывают, что будут делать в роли «мам» и «пап». Затем берут необходимые атрибуты (коляски, кастрюльки, утюг и др.) и инсценируют стихотворение В. Орлова «У меня полно хлопот».
1-я девочка.
Кукла Маша - это дочка,
Мама Таня - это я.
На меня из-под платочка
Смотрит Машенька моя.
2-я девочка.
У меня полно хлопот:
Нужно мне сварить компот,
Нужно Машеньку умыть
И компотом накормить.
3-я девочка.
Рассказать ей нужно сказки,
Покатать ее в коляске.
Искупать, переодеть,
Молоко не проглядеть!
4-я девочка.
Нужно мне успеть повсюду:
Постирать, помыть посуду,
Нужно гладить, нужно шить,
Нужно машу уложить.
5-я девочка.
До чего ж она упряма -
Ни за что не хочет спать!
Трудно быть на свете мамой,
Если ей не помогать.
Воспитатель говорит детям, что быть настоящей мамой нелегко. Нужно много успевать: и за домом следить, и о детях заботиться. Если мамам не помогать, им придется очень трудно. В хорошей семье и папа, и старшие дети приходят маме на помощь. Воспитатель предлагает «мамам» и «папам» уложить своих «деток». Чтобы детки уснули, им нужно спеть колыбельную песню. Приведем примеры колыбельных песен:
Спи-ко, Маша-солнышко,
Спи-ко, житно зернышко.
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Спи-ко, Машенька-подружка,
У тебя мягонька подушка.
А в кроватке бело,
Моей ягодке тепло.
Спи, младенец миленький,
Голубочек сизенький,
Мой младенец будет спать,
А я буду напевать.
Воспитатель дает образец колыбельной, затем дети по одному поют свои импровизации. Например:
Баю, баю, баю, Куколку качаю, Машей величаю.
Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай,
Баю-бай, баю-бай, Глазки закрывай.
Воспитатель говорит, что детки уснули. Самое время «мамам» и «папам» браться за работу. Нужно убрать постель, вымыть пол, сварить кашу, смастерить табуретку. Всем есть работа.
Убираем спальню
Мы встряхнем простынку,
На матрац уложим. (Дети делают имитационные движения.)
Распушим подушки,
Каждый это может.
Одеяло на кровать
Мы положим ватное.
И своей большой семье
Сделаем приятное.
Мастерим табуретку
Молоток в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю, (Дети делают имитационные движения.)
Всей семье я помогаю.
Достаю свою рулетку
И, где надо, ставлю метку.
Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер
По хозяйству мне пила
Очень сильно помогла.
Я дощечки распилил
Табуретку смастерил. С. Чертков
Моем полы
Мы воды в ведро нальем
И замочим тряпку.
Шваброй пол усердно трем,
Так, что стало жарко. (Дети делают имитационные движения.)
Пыли нет и грязи нет,
Очень стало чисто.
С беспорядком, как всегда,
Справились мы быстро.
Варим кашу
Я насыпал в миску риса
И залил его водой. (Дети делают имитационные движения)
Рис поднялся, разварился,
Дышит - пышет как живой.
Из-под крышки пар клубится.
Крышка прыгает, звеня.
Приходите все учиться
Кашеварить у меня! Г. Люшнин.
Воспитатель подводит итог «Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами. Если с веселым настроением, с добрыми чувствами и любовью ко всей семье выполнять домашние дела, то и работа будет спориться, и уют будет в доме, и останется свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, читать вслух книгу, играть, вместе гулять.
Игра-драматизация дает возможность педагогам, а также родителям проявлять свое отношение к творческой работе ребенка, поддерживать его в образовании, сотрудничать в обретении ребенком бесценных и вечно актуальных ценностей: трудолюбия, взаимопомощи, любви к близким, почитания старших и т.д. Постижение семейных ценностей способствует обретению ребенком идентичности - основного фактора социализации, формированию здоровой личности и в конечном итоге укреплению государственности.
Предварительный просмотр:
«Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к
семейным традициям»
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
За последние годы произошел значительный сдвиг ценностных установок, относящихся к семейной жизни. Происходит переориентация женщин с семьи, как смысл о жизненной ценности на профессиональную деятельность и карьерный рост. В большинстве случаев из-за полной занятости женщины на работе «усеченной» оказывается роль матери. Активно перенимая мужские социальные роли, женщина почти автоматически перенимает и мужские особенности поведения: агрессивность, властность, диктат, силовые приемы в решении конфликтов. Нередко и мужчина, глава семьи, лишен внутренней свободы, уверенности в себе, ему присущи вялость и пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость, капризность. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия для большинства семей становятся непозволительной роскошью.
Несмотря на то, что в настоящее время многие семьи утрачивают функцию «психологического единства» и «духовного убежища», у индивида сохраняется потребность в общении с любящими его людьми, в принятии его «значимыми другими». Семейные ценности остаются неповторимыми, их не могут заменить никакие другие, они вечны и общезначимы. Культура людей немыслима без семьи, детей, любви, супружеских и родственных отношений, связи таких систем, как «муж - жена», «мать - ребенок», «отец - сын», «брат - сестра» и т.д. Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием человеческих отношений, которые создают его нравственные устои.
Сегодня возрастает интерес российского общества к проблемам семьи и семейного воспитания. Семья признается главным и основным институтом воспитания детей. В связи с этим возникает необходимость пересмотра содержания, форм, средств, технологий взаимодействия образовательных учреждений и семьи, разработки педагогических условий приобщения детей к семейным ценностям.
Механизмами, обеспечивающими приобщение ребенка к семейным ценностям, являются патриархальные семейные традиции (сбор родственников во время торжеств, праздников, застолье, «беседа по душам», подарки, забота о старших и младших членах семьи, уход за могилами предков, поминания, поддержание добрососедских отношений и др.), традиционный этикет, фольклор, трудовые традиции, народные игры, русское музыкальное и танцевальное искусство и др.
Игра в народной педагогике являлась одним из самых эффективных средств приобщения ребенка к семейным ценностям, усвоения мужских и женских ролей в семье. В играх воспроизводились многие жизненные ситуации, воссоздавались социальные отношения между людьми, характерные для деревенского общества. С помощью игры усваивались нормы и правила поведения в социуме, мужские и женские умения и навыки, оттачивались представления о Добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В процессе игр дети приучались к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.
И сегодня игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредованной форме включается в жизнь взрослых, осваивает стереотипы мужского и женского поведения.
Большой интерес детей к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей: смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Игра-драматизация ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия. Таким образом, в процессе игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В процессе игры и подготовки к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Данные характеристики, приобретаемые в процессе игр-драматизаций (взаимопомощь, внимание, забота, готовность выслушать), являются также и основными составляющими семейных отношений. Все это позволяет рассматривать игры-драматизации как одно из педагогических условий приобщения дошкольников к семейным ценностям.
В инсценировках, где дошкольникам предоставляется возможность проигрывания ролей привлекательных персонажей - добрых, заботливых, миролюбивых, отважных, должны находить отражение нравственные семейные отношения. Игры-драматизации воспитывают такие чувства, как гуманность, сопереживание, доброжелательность, способствуют проявлению сочувствия. Именно такие чувства определяют развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста, которые в условиях инсценирования проявляются наиболее живо и непосредственно.
В качестве сюжетов игр-драматизаций нужно выбирать сюжеты художественных произведений, которые своим содержанием формируют идеальные представления о социальных ролях матери/отца, жены/мужа, хозяйки/хозяина дома, которые в будущем предстоит выполнять девочкам и мальчикам. Художественные тексты необходимо отбирать по принципу смыслового содержания, сам жанр используемой литературы не является принципиальным. Важно, чтобы художественное произведение заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно-развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько «сквозных» героев, наряду с героями эпизодическими, активно участвующими в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов. Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в играх-драматизациях, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из семейной жизни (смешной случай, важное событие, добрый поступок). Художественные произведения, отобранные для игр-драматизаций, должны способствовать формированию у детей представлений о крепкой, дружной семье, в которой почтительно, с уважением относятся к старшим, главной ценностью которой являются дети. Важно формировать у дошкольников собирательный, обобщенный положительный образ девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких).
Образцом самоотверженной любви, милосердия является образ Аленушки в сказке С.А. Аксакова «Аленький цветочек». В качестве педагогического приема можно использовать драматизацию отдельных фрагментов, ярко раскрывающих нравственные качества героини и реплики, отражающие ее отношение к батюшке и Чудищу лесному: «Милый батюшка», «Ах, встань, пробудись, милый друг».
В процессе игр-драматизаций у девочек и мальчиков формируются представления о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре. Дошкольники учатся устанавливать общность и отличие действий своих и характерных для их мам и пап, сравнивая, анализируя и проигрывая жизненные ситуации: досуг на природе, приобретение в дом продуктов и мебели, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи. Детям можно предложить выполнить различные творческие задания, например:
• представить и изобразить, как «мама» укладывает спать «ребенка», напевает ему песенку, нежно баюкает и ласкает;
• изобразить интонацией, движениями, как «старенькая бабушка» рассказывает «внукам» сказку, печет пироги, идет в магазин за продуктами;
• пользуясь мимикой, передать эмоции радости, нежное, заботливое отношение любящих «родителей» к своим «детям»;
• изобразить с помощью мимики, жестов, интонации «гневную жену», вызвав у детей осуждение, негативное отношение к увиденному;
• показать, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
• произнести от лица «мамы» определенную фразу (например: «Почему ты не убрала за собой игрушки?») возмущенно, удивленно, с грустью, тихо, громко, передавать позой, что в данный момент делает мама;
• изобразить, как обращается к детям («Здравствуйте, дети!») папа, если он уставший, в хорошем или плохом настроении.
Такая работа помогает сделать драматизацию интереснее и содержательнее.
С помощью игры-драматизации дошкольников знакомят с правилами поведения в семье: уважать интересы каждого, не пользоваться личными вещами без разрешения, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать заниматься любимым делом, отдыхать, проявлять заботу друг о друге, о малышах и пожилых, просить прощение за причиненные неудобства. Дети усваивают мысль, что в крепкой, дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми, счастливыми.
Представления о семейных обязанностях также возможно формировать посредством игр-драматизаций. Детей знакомят с тем, что папы и мамы, мальчики и девочки выполняют разные обязанности в семье. Той работой, где нужна сила, выносливость, твердость, решительность, чаще занимаются мужчины, а той, где требуется терпение, усердие, кропотливость, доброта, забота, - женщины. Мужчины и женщины дополняют друг друга в работе, вместе они создают уют и тепло в доме.
Для формирования представлений детей о семейных обязанностях можно использовать следующий сценарий игры-драматизации.
Воспитатель предлагает детям поиграть в «Семью». Дети выбирают себе из кукол «дочек» и «сыночков» и показывают, что будут делать в роли «мам» и «пап». Затем берут необходимые атрибуты (коляски, кастрюльки, утюг и др.) и инсценируют стихотворение В. Орлова «У меня полно хлопот».
1-я девочка.
Кукла Маша - это дочка,
Мама Таня - это я.
На меня из-под платочка
Смотрит Машенька моя.
2-я девочка.
У меня полно хлопот:
Нужно мне сварить компот,
Нужно Машеньку умыть
И компотом накормить.
3-я девочка.
Рассказать ей нужно сказки,
Покатать ее в коляске.
Искупать, переодеть,
Молоко не проглядеть!
4-я девочка.
Нужно мне успеть повсюду:
Постирать, помыть посуду,
Нужно гладить, нужно шить,
Нужно машу уложить.
5-я девочка.
До чего ж она упряма -
Ни за что не хочет спать!
Трудно быть на свете мамой,
Если ей не помогать.
Воспитатель говорит детям, что быть настоящей мамой нелегко. Нужно много успевать: и за домом следить, и о детях заботиться. Если мамам не помогать, им придется очень трудно. В хорошей семье и папа, и старшие дети приходят маме на помощь. Воспитатель предлагает «мамам» и «папам» уложить своих «деток». Чтобы детки уснули, им нужно спеть колыбельную песню. Приведем примеры колыбельных песен:
Спи-ко, Маша-солнышко,
Спи-ко, житно зернышко.
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Спи-ко, Машенька-подружка,
У тебя мягонька подушка.
А в кроватке бело,
Моей ягодке тепло.
Спи, младенец миленький,
Голубочек сизенький,
Мой младенец будет спать,
А я буду напевать.
Воспитатель дает образец колыбельной, затем дети по одному поют свои импровизации. Например:
Баю, баю, баю, Куколку качаю, Машей величаю.
Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай,
Баю-бай, баю-бай, Глазки закрывай.
Воспитатель говорит, что детки уснули. Самое время «мамам» и «папам» браться за работу. Нужно убрать постель, вымыть пол, сварить кашу, смастерить табуретку. Всем есть работа.
Убираем спальню
Мы встряхнем простынку,
На матрац уложим. (Дети делают имитационные движения.)
Распушим подушки,
Каждый это может.
Одеяло на кровать
Мы положим ватное.
И своей большой семье
Сделаем приятное.
Мастерим табуретку
Молоток в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю, (Дети делают имитационные движения.)
Всей семье я помогаю.
Достаю свою рулетку
И, где надо, ставлю метку.
Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер
По хозяйству мне пила
Очень сильно помогла.
Я дощечки распилил
Табуретку смастерил. С. Чертков
Моем полы
Мы воды в ведро нальем
И замочим тряпку.
Шваброй пол усердно трем,
Так, что стало жарко. (Дети делают имитационные движения.)
Пыли нет и грязи нет,
Очень стало чисто.
С беспорядком, как всегда,
Справились мы быстро.
Варим кашу
Я насыпал в миску риса
И залил его водой. (Дети делают имитационные движения)
Рис поднялся, разварился,
Дышит - пышет как живой.
Из-под крышки пар клубится.
Крышка прыгает, звеня.
Приходите все учиться
Кашеварить у меня! Г. Люшнин.
Воспитатель подводит итог «Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами. Если с веселым настроением, с добрыми чувствами и любовью ко всей семье выполнять домашние дела, то и работа будет спориться, и уют будет в доме, и останется свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, читать вслух книгу, играть, вместе гулять.
Игра-драматизация дает возможность педагогам, а также родителям проявлять свое отношение к творческой работе ребенка, поддерживать его в образовании, сотрудничать в обретении ребенком бесценных и вечно актуальных ценностей: трудолюбия, взаимопомощи, любви к близким, почитания старших и т.д. Постижение семейных ценностей способствует обретению ребенком идентичности - основного фактора социализации, формированию здоровой личности и в конечном итоге укреплению государственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Приобщение детей к семейным традициям."
Этот материал поможет родителям и педагогам в создании семейной родословной....
Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Фо...
Методическая разработка по теме: «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций в условиях ФГОС в МБОУ».
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поко...
КОНКУРС. Консульация для родителей и воспитателей ДОУ. «Игра-драматизация, как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям»
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи....
Взаимодействие педагога и родителей в приобщении дошкольников к семейным традициям
Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому,...
Консультация для родителей "Приобщение детей к семейным традициям"
Семейные традиции - это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья собирается за одним ...
Консультация для родителей "Приобщение детей к семейным традициям"
Для воспитания ребенка в семье очень важны традиции. Тради́ция (от лат. traditio предание, обычай) — множество понятий, представлений, привычек, обрядов, навыков и способов деятельности, передав...