Методические рекомендации по использованию в работе ДОО с родителями метода инсценирования
методическая разработка

Данильченко Татьяна Григорьевна

Методические  рекомендации по  организации  и проведении  инсценирования  в детской дошкольной организации  произведения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chitayushchaya_mama-_chitayushchaya_strana.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации по  организации  и проведении  инсценирования  в детской дошкольной организации  произведения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

    Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям.  Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

     Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

    Как же ему помочь? А кто же первым прейдет  на помочь  дошкольникам,  и познакомит их с удивительным и неповторимым миром  детской художественной литературы? Конечно взрослые - педагоги и родители. Существует несколько  основных  методов  ознакомления с художественной литературой  :

1. Чтение  по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание . Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения художественной литературы зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

       Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности. Но мы решили продолжать знакомить наших воспитанников с детской художественной литературой используя метод инсценирования.

В ходе  литературной тематической недели «Добрый друг ребят- Самуал Яковлевич Маршак» нами, педагогами группы  совместно с родителям был разработан  план мероприятий по ознакомлению дошкольников с добрыми и поучительными произведениями С.Я.Маршака.

Ребята с радостью принимали все начинания взрослых, но и активно вносили свои коррективы. Так дети, после ознакомления  с произведением  С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», предложили пригласить родителей и педагогов инсценировать её. Ребята самостоятельно немного изменили произведение- выбрали тех персонажей, которые , на их взгляд показались им  наиболее интересными. Затем совместно с родителями на литературном вечере проводимом в группе распределили роли и приступили к постановке замечательной и поучительной сказки. Немало приложив усилий и старания у нас получился замечательный результат- видеоролик «Сказка о глупом мышонке».

Актуальность метода инсценирования очевидна – это совместное театральное творчество родителей и детей, которое является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания, каждый сказочный персонаж сопровождается своей музыкой, которая помогает выразительного исполнения образа. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре (знакомятся с устройством театра, с профессиями театра).  Таким образом, в процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения,  умение договариваться, умение распределять между собой роли. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения сверстников и желание придти на помощь. В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Благодаря  эффективному методу знакомства с художественной литературой-  инсценирования мы смогли показать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми.   Склонность к игре, к инсценированию того или иного действия проявляется у детей в раннем возрасте. Но приступая к инсценированию того или иного произведения нужно четко следовать некоторым важным критериям, особенно если многими актерами являются дети:

  • Работа над спектаклем начинается с подбора «актеров». Необходимо продумать, кто из детей способен полнее выразить характер персонажа, нужное настроение. Необходимо учесть внешние данные, темперамент. Педагог должен быть готов к тому, что ребенок может не принять предложение играть роль отрицательного героя. Надо убедить его в том, что этот персонаж в пьесе очень важен, спектакль без него просто не состоится.
  • Первое знакомство со сценарием должно вызвать интерес к работе над спектаклем, так как дальнейшая черновая работа будет очень трудной, потребует немало повторений, тщательной отработки каждого слова, движения, жеста, интонации. В процессе работы может выясниться, что кто-то из «артистов» не справляется с ролью. Воспитателю следует тактично ввести дублера и продолжать работу с двумя или тремя претендентами на одну роль.
  • После общего ознакомления с содержанием пьесы надо разобрать произведение, охарактеризовать каждого героя, объяснить его поступки.
  • Следующим этапом будет работа с каждым ребенком в отдельности. Ребенок заучивает текст, правильно выговаривая слова, делая паузы, логические и смысловые ударения, вкладывая в интонации свое понимание характера героя.
  • После того как слова выучены всеми участниками спектакля, нужно прочитать пьесу по ролям, чтобы дети знали, когда каждому из них следует вступать в диалог.
  • Дальнейшая работа проходит на сцене.
  • Ребенок должен хорошо представлять, где ему следует находиться до начала действия, откуда и как он должен выйти на сцену, какими жестами он может сопровождать свои слова, как вести себя с партнерами, как держаться,
  • Когда дети все это усвоят, научатся говорить и двигаться на сцене, следует попробовать играть в костюмах. Это очень интересный этап в работе. Обычно ребята принимают самое деятельное участие в изготовлении костюмов и им не терпится надеть их, посмотреть на себя в зеркало.
  • Костюмы обычно вызывают восторг, и вся предшествующая работа над текстом приобретает новый смысл – дети чувствуют себя не просто чтецами, а артистами.
  • Затем на сцене расставляются декорации, что еще более организует детей и поднимает их настроение.
  • Если в спектакль включена музыка, то наряду с работой над словесным материалом, надо заняться и музыкальным его содержанием. У героя может быть своя музыкальная тема, соответствующая его характеру, он учится двигаться под музыкальное сопровождение.
  • Когда дети хорошо выучили свои роли, умеют двигаться по сцене и общаться с партнерами, можно провести генеральную репетицию. На генеральную репетицию ее участники могут пригласить своих друзей: это поможет исполнителям привыкнуть к присутствию посторонних людей в зале.
  • Наконец спектакль готов и его можно показать зрителям. Со зрителями следует провести беседу о том, как надо вести себя в театре.
  • Некоторые из участников спектакля испытывают боязнь при выходе на сцену и могут забыть текст. Нужно их успокоить, сказав, что их роли никто, кроме них, не знает, и зрители не догадываются об ошибке. Детей надо предупредить, что во время представления нельзя оставлять партнера, поправлять и, таким образом, подчеркивать допущенную им оплошность.
  • Сразу после выступления воспитатель благодарит участников представления, хвалит всех артистов, отмечает все, что сделано удачно.

    Применяя в своей педагогической работе метод инсценирования хотелось бы порекомендовать коллегам  не бояться его применять в своей работе, смело следовать  рекомендациям и  тогда все ваши начинания принесут  положительные результаты

    Но этот замечательный метод можно использовать не только в ознакомлении ребят с художественной литературой, а и в работе узких специалистов- музыкальных руководителей-- при знакомстве с различными музыкальными произведениями, на различных праздниках и развлечениях; учителей –логопедов- при закреплении определенных звуков, букв; на литературных вечерах, при знакомстве с различными тематическими неделями; инструкторов по физическому воспитанию- на спортивных праздниках и досугах, при проведении различных подвижных играх; в работе психологов- при решении различных психологических ситуациях возникших не только при затруднении в общении детей в коллективе , но и при возникновении затруднений и недопонимания между взрослыми в воспитании детей. И , конечно же, воспитатели могут применять метод инсценирования и в своей работе- это и в процессе социально-коммуникативного развития, и в  познавательном  развитии, и в речевом развитии,  и в художественно-эстетическом  развитии.

     А мы совместно  с родителями  порадовали наших дорогих детей , показав им поучительную и интересную сказку С. Я. Маршака.

     Никогда не стоит забывать! Инсценирование  в детском саду помогает нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам оно дарит радость от общения со взрослыми ,  со сверстниками, с неизведанным  и прекрасным окружающим миром,  эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов социо-игровой технологии в образовательном процессе детского сада.

       Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения. ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие инициативности, самостоятельности, способностей и творче...

Методические рекомендации по использованию метода проекта в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Ведущее место среди таких методов,...

Методические рекомендации "Эффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям"

Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различн...

Методические рекомендации по использованию метода ТРИЗ "Каталог" для развития речевого творчества детей 6-7 лет

Этот материал поможет педагогам использовать технологию ТРИЗ в работе по развитию речи детей...

Методические рекомендации по использованию проблемно – поисковых методов в работе с детьми с нарушением слуха.

представление опыта работы по использованию проблемно – поисковых методов с дошкольниками  с нарушением слуха....

Методические рекомендации «Особенности использования проектного метода в ДОУ»

Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов....