Консультация для родителей "Речь ребенка 4-го года жизни"
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya._rech_rebenka_4_goda_zhizni.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речь ребенка 4-го года жизни»
Четвёртый год жизни отличается новыми достижениями в развитии ребёнка. Он начинает высказывать суждения о предметах и явлениях окружающего мира, делает умозаключения. Однако у детей резкие индивидуальные различия в речевом развитии: одни в 3года достаточно хорошо владеют речью, у других она отстаёт.
На 4м году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка. Потребность расширить кругозор, желание глубже познать окружающий мир стимулируют малыша всё чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, явление, действие имеет своё название, т.е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И чем больше вопросов, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания. Это помогает ребёнку установить прочные связи между предметами, их качествам и действиями со словами, которые их обозначают. Однако у детей ещё недостаточно устойчиво внимание, и поэтому они ещё не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.
К концу четвёртого года жизни словарный запас малыша достигает примерно 1500-2000 слов. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные, прилагательные. Ребёнок начинает шире пользоваться служебными словами: предлогами (в, на, под, над), союзами (и, а, но). К концу года он использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой) и прилагательные (мамин стул, папина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребёнок не пользуется ещё такими собирательными существительными как: одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: рубашка, пальто, кофта или помидор, огурец, капуста. Но иногда, не зная названия предмета, малыш употребляет обобщающие слова: «Это цветок» (вместо «ромашка» или «мак»).
Активный словарный запас, которым располагает ребёнок на этом возрастном этапе, даёт ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда нужно пересказать сказку или передать событие, участником которого был он сам.
В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается устанавливать более тесную связь между предметом и словом. Одновременно с обогащением словаря, ребёнок интенсивно овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящими из 4-6 слов.
Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребёнку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста ещё допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова (синяя небо), неправильно употребляют падёжные окончания (мама моет окны).
В этом возрасте ребёнок не всегда способен логично, связно и понятно для окружающих рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Ещё нет той развёрнутости, которая характерна для монологической речи.
Ребёнок не может также раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляют действия, которые они совершают (прыгает, умывается).
Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объёму стихотворения, потешки. Неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать её содержание, часто даже не понимая смысла некоторых слов.
Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносит такие трудные для усвоения звуки, как – э, ы, х. Приближаются к норме свистящие звуки (с, з, ц). У некоторых детей появляются звуки ж, ш, ч, щ, л, р. Но, как правило, большинство малышей ещё не произносят шипящие звуки, а заменяют их свистящими («суба» - шуба, «заба» - жаба). Звуки р, рь и л дети заменяют звуком ль или й («йак», «ляк» - рак, «йампа», «лямпа» - лампа).
Развитие речи детей происходит дифференцировано по времени, так как здесь многое зависит от условия речевого общения в определённой семье и от условий, в которых он живёт. Кроме того, играют роль врождённые или наследственные факторы, такие, как тип нервной системы, динамичность нервных процессов или незначительные отклонения в сфере чувственного восприятия. Но и приобретённые факторы (речевые навыки, наблюдательность, и т. д.) имеют большое значение. Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. Как правило, у девочек 11 – 12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К мальчикам первые слова приходят в 13 – 14 месяцев. Но тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребёнка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды – всё это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речи третьего года жизни ребенка"
На третьем году жизни ребенка происходит активное накапливание словарного запаса. Растущий малыш начинает интересоваться всеми явлениями окружающего мира, заводить новые знакомства со сверстника...
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".
Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....
"Значение развития связной речи ребенка 7 - го года жизни" консультация для родителей
Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и не много их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто...
Консультация для родителей "Речь ребенка 5-го года жизни"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"...
Консультация «Обогащение и активизация словаря ребенка 3-го года жизни»
Консультация «Обогащение и активизация словаря ребенка 3-го года жизни»Данилова Г.Н.Консультация «Обогащение и активизация словаря ребенка 3-го года жизни»В отечественной метод...
Консультация для родителей «Пробую есть сам» (Кормление ребенка на втором году жизни)
Что же нового появляется в процедуре кормления ребенка второго года жизни? Это возраст, когда ребенок начинает есть самостоятельно. Некоторые дети могут есть ложкой довольно хорошо...