Ребенок - мамин помощник
статья

Долгович Светлана Юрьевна

Приобщая детей к обычному домашнему труду, мы закладываем в них определенные черты характера. Что должно присутствовать в приобщении к домашнему труду , а чего быть не должно читайте в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok-pomoshchnik.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка: с какого возраста надо приучать к труду?

Раннее развитие детей: от полутора до трех лет

В этом возрасте все успехи начинаются с подражания. Полуторагодовалый ребенок с удовольствием повторяет за родителями их действия, когда те трудятся по хозяйству. Пусть делает он это неумело, все роняя и проливая.

Со стороны родителей важно правильно реагировать на эти действия, и не отбить у ребенка охоту «трудиться по дому». Надо подобрать для него те виды работ, которые будут ему интересны, окажутся по силам и нанесут наименьший урон домашней обстановке.

Можно, например, дать ребенку салфетку и попросить вытереть мокрое пятно с пола, аккуратно расставить в прихожей свою обувь, убрать на полку игрушки. Конечно, предварительно надо показать, как это нужно делать. Собственный пример должен присутствовать на этапе раннего развития детей постоянно.

Пока родители и дети неразлучны в осваивании последними азов домашнего труда -  Не забудьте где надо похвалить, где надо подыграть ребенку. И непременно постарайтесь превратить его маленькие обязанности в постоянную и увлекательную игру.

Хороший старт очень важен. Взрослый в данном случае выступает сразу в двух ипостасях — в качестве наставника и в качестве воспитателя, который подает личный пример в выполнении всех своих заданий.

Можно вывести первый постулат — «ребенок доверяет своим родителям, и если те поручили ему что-то сделать, значит он должен и может это выполнить». Тем более, что делать все придется вместе, а делать вместе всегда интереснее, чем выполнять указания со стороны.

Поначалу освоение этих простейших навыков вряд ли можно назвать обязанностями, цель видимо в другом — дать почувствовать ребенку себя нужным и полезным.

Дети: от 3-х до 5-ти лет

Что может делать по дому ребенок в таком возрасте? Во-первых, он может помогать взрослым в их взрослой работе по дому. Например, есть дети, которые любят возиться с водой. Им можно выделить тазик с теплой водой, с помощью которого они будут воспроизводить действия взрослых на своем «нехитром» уровне — мыть посуду, фрукты и овощи, стирать платочки и одежду для кукол.

А есть дети, которые любят все складывать, перекладывать, укладывать. Таких можно подключить к сортировке белья перед стиркой, и попросить разделить его на светлое и темное, сложив в разные стопки. Затем можно вместе закладывать белье в стиральную машинку. Попутно можно ознакомить ребенка с «нужными» кнопками и последовательностью их включения.

Можно подключить ребенка к складыванию белья после стирки перед тем, как положить его в шкаф. При этом сопровождать игровым комментарием «угадай-ка, чья это вещь». Более подвижных детей можно включить в процесс подметания полов, чистки ковров. На этот случай стоит приобрести «детский инвентарь» в виде небольшого совочка и щетки.

Пригодится и маленькая лейка для полива цветов. Детям подобные занятия, как правило, очень нравятся. Раннее развитие детей предполагает сценарий развития детей, который закладывают родители.

Детское развитие ребенка: 4-5 лет

Уже подросшему ребенку в 4-5 лет каждодневная домашняя работа может наскучить из-за своего однообразия. Ваша задача — удержать его внимание. Можно каждый раз придумывать занятные истории и, тем самым, переключать его внимание. Еще лучше постепенно расширять круг его обязанностей и допускать к чему-то более серьезному.

Развитие ребенка подразумевает накопление опыта бытового характера. Например, можно начать совместно осваивать домашнюю бытовую технику — пылесос, СВЧ, телевизор, посудомоечную машину.

Поручать убирать продукты в холодильник, пылесосить ковер, складывать посуду в раковину или посудомоечную машину, распаковывать и сортировать покупки.

В этом же возрасте можно подключать детей к приготовлению еды, пользованию столовыми приборами, научить делать элементарные бутерброды из тостов с нарезкой из сыра и мясных продуктов.

К пяти годам ребенок должен знать, как наводить порядок в своей комнате, какой должна быть последовательность действий, и какие предметы на каких местах должны располагаться.

Самое время привить понятие порядка и объяснить, что если сразу убирать все вещи на свои места, то в доме не будет беспорядка и на уборку уйдут считанные минуты. Постулат второй — легче порядок поддерживать, чем каждый раз устраивать генеральную уборку.

Таким образом, работа по дому не только войдет в круг обязанностей, но и станет неотъемлемой частью общего развития ребенка.

Итоги трудового детства

С такой подготовкой уже в 6-8 лет ребенок может стать полноценным помощником в доме.

К примеру, в круг его обязанностей будет входить мытье полов, вытирание пыли, мытье посуды, стирка белья в машинке, разогревание еды в микроволновке. Можно уже поручить пропылесосить не только ковры, но и мягкую мебель, вымыть кафельную плитку в ванной и на кухне, протереть зеркала и полочки.

Главное, разнообразить повседневный труд по дому и чередовать занятия. Опять же, любое действие стоит начинать совместно и постепенно доводить его до самостоятельного выполнения со стороны ребенка.

Можно, например, ходить за покупками вместе с ребенком, а потом научить его делать это самостоятельно, посылая докупить что-нибудь по мелочи.

Третий постулат развития ребенка в этот период — никакой критики. Исключительно пожелания вместе с объяснениями в ненавязчивой и легкой форме.

Средства развития детей: серия советов

Приобщая детей к обычному домашнему труду, мы закладываем в них определенные черты характера. Несколько ключевых советов могут помочь в приобщении ребенка к труду по дому. Итак, что должно присутствовать в приобщении детей к домашнему труду, а чего быть не должно:

— У каждого действия, которому вы обучаете ребенка, должна быть мотивация. Ее следует проговаривать, обыгрывать, обсуждать.

— Ребенок должен трудиться по дому регулярно — иначе результата не будет. 

— Любой момент обучения не должен быть навязчивым, так же как нельзя делать из работы по дому наказания, иначе она перейдет из разряда обязанностей в разряд повинности.

— Не подгоняйте ребенка, если он делает все «вдумчиво и с расстановкой», а поначалу еще и неумело. У каждого свой темперамент. Более спокойным подойдет неспешный труд на одном месте, а более подвижные предпочтут носиться по квартире, передвигать и переставлять предметы, подносить и убирать их.

— Не забывайте хвалить детей за проделанную работу.

— Можно в качестве мотивации ввести систему вознаграждений, но ни в коем случае не приучать к ней ребенка, иначе у него сложится стереотип материальной выгоды от собственных поступков и действий, что вряд ли поможет в воспитании.

— Ошибки в любой работе неизбежны. Не спешите тут же исправлять допущенные ребенком недочеты. Лучше объяснить, что сделано не так, и попросить переделать это его самого.

— Сразу приучайте делать все добросовестно и качественно, но не сопровождайте действия ребенка нотациями и поучениями. Лучше сочините сказочку вроде «Федорино горе» Корнея Чуковского, которая даст понятие и чистоте и порядке.

— Приучайте ребенка не бросать одно дело и приниматься за другое. Каждая работа должна быть сделана от начала до конца.

— Самый лучший способ показать, что всякий труд важен и необходим — это подключить ребенка к процессу. Устроили уборку кухни — выделите ему небольшой участок с фронтом работ. Вместе и трудиться веселее, и обучать легче.

— Помощь в уборке по дому должна быть к месту и ко времени. Не стоит отрывать малыша от важных занятий, лучше выделить для работ по дому отдельное время, предупредив ребенка его об этом заранее.

— Сегодня «детский график» весьма насыщен. Помимо подготовительных и школьных занятий в учебных заведениях, в него входит посещение кружков, секций и т. д. Не исключайте из расписания ребенка под видом перегруженности домашний труд. Просто продумайте график работ ребенка и распределите в нем все виды его деятельности равномерно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей младшего дошкольного возраста

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей второй младшей группы. Проводился с целью формирования духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к бли...

Сценарий к 8 марту для детей 3-4лет «Мамины помощники.

Сценарий к 8 марту для детей 3-4лет «Мамины помощники. Автор:Лобанова Марина Александровна воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ СОШ№1943 дошкольное отделение, Бардина Татьяна Алексеевна ...

« Мамины помощники»

Конспект организованной образовательной деятельности...

Занятие по ручному труду в подготовительной группе, тема: "Мамины помощники"

развивать кругозор детей; расширить знания о разновидности теста. Познакомить детей с процессом приготовления печенья. Воспитывать желание помогать в домашнем хозяйстве....

Консультация для родителей: "Мамин помощник или как приучить ребенка к порядку"

Материал был разработан с целью помочь родителям приучить своего ребенка помогать поддерживать порядок дома....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ: КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОМОГАТЬ ПО ДОМУ"

laquo;Я сам!», – кричит малыш, желая без помощи мамы одеваться и обуваться. В 2-3 года возникает естественное желание самостоятельно выполнять самые простые действия. Задача родител...