Психологический тренинг для родителей «Песочная фантазия»
методическая разработка
Психологический тренинг для родителей «Песочная фантазия»
Цель: развитие творческого потенциала на основе песочнотерапии.
Задачи:
- определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества;
- развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия;
- содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.
Ход проведения тренинга
Психолог. Я приветствую вас дорогие коллеги на психологическом тренинге тема которого «Развитие творческих способностей воспитателей»
Приветствие бумажными ладошками.
Вам было дано домашнее задание, нарисовать и вырезать свою ладошку. Сейчас предлагаю вам используя ладошку неординарно поздороваться с членами группы.
Принятие правил работы на занятии.
Упражнение-самопрезентация «Формула моего характера»
Цель: помочь познакомиться всем участникам между собой; создать условия для эффективного сотрудничества.
Ведущий. Я предлагаю каждому из вас представить свою формулу характера, на подготовку вам дается 1 мин.
Спасибо, вы все очень интересные и неординарные личности.
Ведущий. Профессия воспитателя относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности. Воспитатель всегда должен помнить, что не бывает двух одинаковых детей, что каждый ребенок – это личность, к которому нужно найти свой уникальный творческий подход. Недаром Ш. А. Амонашвили подчеркивает: «Дети страдают от недостатка учительского творчества».
Творчество, которое поможет ребенку в будущем в достижении цели, к неординарному решению своих проблем. «Разноцветный окрас» жизнь ребенка приобретает под влиянием образца взрослого, поэтому очень важно развивать творческие способности в личности воспитателя, дабы воспитать интересную и разностороннюю личность в ребенке.
Упражнение «Мои ожидания»
Цель: определить ожидания всех участников от занятия.
Ведущий. Упражнение, которое предлагается вашему вниманию, называется «Мои ожидания». Сейчас я вам предлагаю закончить предложение «На сегодняшнее занятие я пришла для того чтобы...»
Упражнение - ассоциация «Творчество – это...
Ведущий. С чем у вас ассоциируется творчество. Назовите первое, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово творчество.
Информационное сообщение.
Скачать в конце статьи
Современный американский ученый Д. Клозен выделяет четыре основные детерминанты на пути к творческой деятельности человека:
- ее личные ресурсы, то есть ум, темперамент, сила и тому подобное;
- «источники поддержки и руководства» (различные нормы, инструкции, рекомендации), которые придают ей возможности ориентироваться в мире;
- возможности (или препятствия) для личных целей в зависимости от социальной принадлежности, расы, возраста, пола, а также ситуации в мире (войны, депрессии, значительные социальные изменения и др.);
- собственные усилия личности, ее деятельность. Естественная творческая активность человека проявляется в деятельности, внешняя социальная форма которой — труд, который охватывает и психическую, и физиологическую сферы жизни.
Упражнение «Мое видение творческий человек»
Цель: определить качества, характеризующие креативного человека.
Вы должны в течение 5 минут для каждой буквы в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческогочеловека.
Для эффективной работы предлагаю поделиться на группы. (После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает версию расшифровки слова «творчество».)
Т - толерантный, терпеливый…
В -волевой, веселый…
О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический...
Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный...
Ч - чуткий, честный, человечный…
Е - естественный…
С - самостоятельный, сознательный, смелый...
Т - тактичный, трудолюбивый...
В - великодушный, выдержанный…
О - общительный, обаятельный…
Упражнение «Сказочный вернисаж»
Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить нестереотипно.
Ведущий. Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, что дает вдохновение каждому творческому человеку. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Каждая группа по очереди вытаскивает из ящика конверт с описанием знакомой всем сказки. Необходимо прочитать вслух этот описание и отгадать, о ком, или, о чем именно идет речь. Итак, начинаем.
Упражнение «Рисуночная история»
Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию.
Ведущий. Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Мы с вами — настоящие женщины, и я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение «Рисуночная история», которая будет выполняться в группах.
Представители двух групп достают из «таинственного ящика» предметные картинки (предлагается до 10 картинок). Необходимо, руководствуясь полученными изображениями, придумать увлекательный рассказ, на создание которого дается 5 минут.
Упражнение «Креативный круг»
Цель: Развитие оригинальности, гибкости и скорости мышления.
Ведущий. Вы, наверное, уже засиделись, предлагаю вам встать в кружок. Я буду вам бросать мяч и называть предмет, вы должны называть три непривычных использования этого предмета. Например, ручка (делать дырки вместо дырокола, чесать затылок, ручка как указка)
Рефлексия:
Легко вам было?
Какие ощущения?
Почему было трудно?
Что мешало?
Чего боялись?
Что нам мешает и что помогает быть творческими людьми?
Давайте создадим с вами формулу, при которой человек может творить.
Одной команде задание - «написать, что способствует развитию творчества», другой - «написать, что мешает развитию» творчества.
Вы все правильно сказали. Психологи выделяют следующие показатели, которые способствуют развитию творчества.
Наличие эмоциональной, доброжелательной атмосферы в процессе выполнения любых творческих задач.
Наличие осознанного побуждения к творчеству (желание творить).
Создание творческой атмосферы, здорового морально-психологического климата в коллективе;
Закрепление в коллективе демократического стиля общения, свободы критики, творческих дискуссий;
Обеспечение свободного времени с целью создания условий для самореализации личности воспитателя на досуге, повышение его общей культуры;
Своевременная положительная оценка деятельности воспитателя для развития у него чувства удовлетворения работой;
Личностные качества
способность к нестандартному решению;
поисково-проблемный стиль мышления;
умение создавать проблемные, нестандартные учебные и воспитательные ситуации;
оригинальность во всех сферах своей деятельности;
творческая фантазия, развитое воображение;
специфические личностные качества (смелость, готовность к риску, изобретательность, целеустремленность, оптимизм, энтузиазм, упорство, уверенность, сообразительность, интуитивное чувство нового и оригинального и др).
Черты творческой личности:
творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, которыми, не осмеливаются идти другие люди из-за страха выглядеть смешно и нелепо;
хотя творческий человек откровенно пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;
творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;
творческий ребенок - не догматик, его представления о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;
он любознателен, постоянно стремится объединить данные из различных областей;
любит играть, у него появляется множество причудливых идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;
любит мечтать, может удивлять других тем, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Условия, мешающие проявлению творчества:
Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.
Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:
— несобранность, лень;
— незаинтересованность в работе;
— болезни;
— нестабильное психическое состояние;
— вредные привычки;
— работа без режима;
— неумение организовать свое время;
— негативные качества характера и мышления.
Исследователи называют также внешние барьеры:
- неудобную среду (например, помещение);
-посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);
- плохой психологический климат в коллективе;
-неадекватная (заниженная) оценка деятельности.
- стереотипы мышления;
- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
- слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;
- одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Скажите пожалуйста, где можно встретиться с творчеством. Народным творчеством являются поговорки и приметы.
Упражнение «Продолжи известное выражение»
Цель: способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности и гибкости мышления.
Ведущий. Пословицы, поговорки, народные приметы — неоценимая сокровищница народного творчества и мудрости. Есть очень много точных выражений, которые отражают различные аспекты нашей жизни. И сейчас мы попробуем приобщиться к этой сокровищнице народной мудрости, выполняя упражнение «Продолжи известное высказывание». По кругу пускается «таинственный ящик» с записанными незавершенными высказываниями. Каждый участник по очереди достает записку с выражением и пытается оригинально его завершить. После этого ведущий озвучивает предыдущий вариант высказывания.
Поговорки...
Конец всему делу... венец.
Вот и сказочке конец, а кто слушал.... молодец
Вот и подошел к концу наш тренинг.
Я предлагаю вам продолжить предложение:
— Мне было легко...
— Мне было трудно...
Упражнение «Пожелания»
Передайте свою ладошку соседу (по очереди все напишут друг другу пожелания и передадут ладошки по кругу).
Помните, что вас любят и ценят. Когда будет плохое настроение прочитайте пожелания ваших друзей и не забывайте творить, чтобы ваша жизнь была интересной и неординарной. Успехов вам и вдохновения.
А сейчас помашите своей ладошкой. До свидания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Психологический тренинг для родителей
«Песочная фантазия»
Педагог-психолог: О.А. Злыгостева
с. Яр-Сале2019г
Психологический тренинг для родителей «Песочная фантазия»
Цель: развитие творческого потенциала на основе песочнотерапии.
Задачи:
- определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества;
- развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия;
- содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.
Ход проведения тренинга
Психолог. Я приветствую вас дорогие коллеги на психологическом тренинге тема которого «Развитие творческих способностей воспитателей»
Приветствие бумажными ладошками.
Вам было дано домашнее задание, нарисовать и вырезать свою ладошку. Сейчас предлагаю вам используя ладошку неординарно поздороваться с членами группы.
Принятие правил работы на занятии.
Упражнение-самопрезентация «Формула моего характера»
Цель: помочь познакомиться всем участникам между собой; создать условия для эффективного сотрудничества.
Ведущий. Я предлагаю каждому из вас представить свою формулу характера, на подготовку вам дается 1 мин.
Спасибо, вы все очень интересные и неординарные личности.
Ведущий. Профессия воспитателя относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности. Воспитатель всегда должен помнить, что не бывает двух одинаковых детей, что каждый ребенок – это личность, к которому нужно найти свой уникальный творческий подход. Недаром Ш. А. Амонашвили подчеркивает: «Дети страдают от недостатка учительского творчества».
Творчество, которое поможет ребенку в будущем в достижении цели, к неординарному решению своих проблем. «Разноцветный окрас» жизнь ребенка приобретает под влиянием образца взрослого, поэтому очень важно развивать творческие способности в личности воспитателя, дабы воспитать интересную и разностороннюю личность в ребенке.
Упражнение «Мои ожидания»
Цель: определить ожидания всех участников от занятия.
Ведущий. Упражнение, которое предлагается вашему вниманию, называется «Мои ожидания». Сейчас я вам предлагаю закончить предложение «На сегодняшнее занятие я пришла для того чтобы...»
Упражнение - ассоциация «Творчество – это...
Ведущий. С чем у вас ассоциируется творчество. Назовите первое, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово творчество.
Информационное сообщение.
Скачать в конце статьи
Современный американский ученый Д. Клозен выделяет четыре основные детерминанты на пути к творческой деятельности человека:
- ее личные ресурсы, то есть ум, темперамент, сила и тому подобное;
- «источники поддержки и руководства» (различные нормы, инструкции, рекомендации), которые придают ей возможности ориентироваться в мире;
- возможности (или препятствия) для личных целей в зависимости от социальной принадлежности, расы, возраста, пола, а также ситуации в мире (войны, депрессии, значительные социальные изменения и др.);
- собственные усилия личности, ее деятельность. Естественная творческая активность человека проявляется в деятельности, внешняя социальная форма которой — труд, который охватывает и психическую, и физиологическую сферы жизни.
Упражнение «Мое видение творческий человек»
Цель: определить качества, характеризующие креативного человека.
Вы должны в течение 5 минут для каждой буквы в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческогочеловека.
Для эффективной работы предлагаю поделиться на группы. (После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает версию расшифровки слова «творчество».)
Т - толерантный, терпеливый…
В -волевой, веселый…
О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический...
Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный...
Ч - чуткий, честный, человечный…
Е - естественный…
С - самостоятельный, сознательный, смелый...
Т - тактичный, трудолюбивый...
В - великодушный, выдержанный…
О - общительный, обаятельный…
Упражнение «Сказочный вернисаж»
Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить нестереотипно.
Ведущий. Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, что дает вдохновение каждому творческому человеку. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Каждая группа по очереди вытаскивает из ящика конверт с описанием знакомой всем сказки. Необходимо прочитать вслух этот описание и отгадать, о ком, или, о чем именно идет речь. Итак, начинаем.
Упражнение «Рисуночная история»
Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию.
Ведущий. Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Мы с вами — настоящие женщины, и я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение «Рисуночная история», которая будет выполняться в группах.
Представители двух групп достают из «таинственного ящика» предметные картинки (предлагается до 10 картинок). Необходимо, руководствуясь полученными изображениями, придумать увлекательный рассказ, на создание которого дается 5 минут.
Упражнение «Креативный круг»
Цель: Развитие оригинальности, гибкости и скорости мышления.
Ведущий. Вы, наверное, уже засиделись, предлагаю вам встать в кружок. Я буду вам бросать мяч и называть предмет, вы должны называть три непривычных использования этого предмета. Например, ручка (делать дырки вместо дырокола, чесать затылок, ручка как указка)
Рефлексия:
Легко вам было?
Какие ощущения?
Почему было трудно?
Что мешало?
Чего боялись?
Что нам мешает и что помогает быть творческими людьми?
Давайте создадим с вами формулу, при которой человек может творить.
Одной команде задание - «написать, что способствует развитию творчества», другой - «написать, что мешает развитию» творчества.
Вы все правильно сказали. Психологи выделяют следующие показатели, которые способствуют развитию творчества.
Наличие эмоциональной, доброжелательной атмосферы в процессе выполнения любых творческих задач.
Наличие осознанного побуждения к творчеству (желание творить).
Создание творческой атмосферы, здорового морально-психологического климата в коллективе;
Закрепление в коллективе демократического стиля общения, свободы критики, творческих дискуссий;
Обеспечение свободного времени с целью создания условий для самореализации личности воспитателя на досуге, повышение его общей культуры;
Своевременная положительная оценка деятельности воспитателя для развития у него чувства удовлетворения работой;
Личностные качества
способность к нестандартному решению;
поисково-проблемный стиль мышления;
умение создавать проблемные, нестандартные учебные и воспитательные ситуации;
оригинальность во всех сферах своей деятельности;
творческая фантазия, развитое воображение;
специфические личностные качества (смелость, готовность к риску, изобретательность, целеустремленность, оптимизм, энтузиазм, упорство, уверенность, сообразительность, интуитивное чувство нового и оригинального и др).
Черты творческой личности:
творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, которыми, не осмеливаются идти другие люди из-за страха выглядеть смешно и нелепо;
хотя творческий человек откровенно пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;
творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;
творческий ребенок - не догматик, его представления о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;
он любознателен, постоянно стремится объединить данные из различных областей;
любит играть, у него появляется множество причудливых идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;
любит мечтать, может удивлять других тем, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Условия, мешающие проявлению творчества:
Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.
Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:
— несобранность, лень;
— незаинтересованность в работе;
— болезни;
— нестабильное психическое состояние;
— вредные привычки;
— работа без режима;
— неумение организовать свое время;
— негативные качества характера и мышления.
Исследователи называют также внешние барьеры:
- неудобную среду (например, помещение);
-посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);
- плохой психологический климат в коллективе;
-неадекватная (заниженная) оценка деятельности.
- стереотипы мышления;
- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
- слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;
- одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Скажите пожалуйста, где можно встретиться с творчеством. Народным творчеством являются поговорки и приметы.
Упражнение «Продолжи известное выражение»
Цель: способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности и гибкости мышления.
Ведущий. Пословицы, поговорки, народные приметы — неоценимая сокровищница народного творчества и мудрости. Есть очень много точных выражений, которые отражают различные аспекты нашей жизни. И сейчас мы попробуем приобщиться к этой сокровищнице народной мудрости, выполняя упражнение «Продолжи известное высказывание». По кругу пускается «таинственный ящик» с записанными незавершенными высказываниями. Каждый участник по очереди достает записку с выражением и пытается оригинально его завершить. После этого ведущий озвучивает предыдущий вариант высказывания.
Поговорки...
Конец всему делу... венец.
Вот и сказочке конец, а кто слушал.... молодец
Вот и подошел к концу наш тренинг.
Я предлагаю вам продолжить предложение:
— Мне было легко...
— Мне было трудно...
Упражнение «Пожелания»
Передайте свою ладошку соседу (по очереди все напишут друг другу пожелания и передадут ладошки по кругу).
Помните, что вас любят и ценят. Когда будет плохое настроение прочитайте пожелания ваших друзей и не забывайте творить, чтобы ваша жизнь была интересной и неординарной. Успехов вам и вдохновения.
А сейчас помашите своей ладошкой. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-164038-1424177971.jpg)
Психологический тренинг с родителями "Активное слушание"
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Эмоциональное развитие – основа готовности к школе.Техника активного слушания,...
Психологический тренинг для родителей "Моя Галактика"
Конспект проведения психологического тренинга с родителями, на котором рассматриваются вопросы взаимоотношений родителей и детей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/09/picture-779371-1460222001.jpg)
Психологический тренинг для родителей "Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка в семье"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-810816-1472798194.jpg)
Психологический тренинг для родителей, имеюших детей с проблемами в развитии
Оказание эмоциональной поддержки матерям, снятие у них напряжения и тревоги...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-358421-1547223076.jpg)
Мастер - класс для родителей "Песочные фантазии!
Мастер класс по рисованию на световых столах в рамках выходного дня...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/04/picture-991468-1515096078.jpg)
Психологический тренинг для родителей «Мы родители»
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов? Об...
Психологический тренинг для родителей по теме: «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ» «Сбрось усталость!»
Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда»...