Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
консультация

Ведерникова Марина Леонидовна

О воспитании навыков безопасного поведения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vedernikova_m.l.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

          Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

          Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, а так же сталкиваться с потенциально опасными для человека и окружающего мира природы ситуациями. В процессе освоения образовательной области «Безопасность» дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

           Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности должна проводится систематически. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

          Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

         Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов.

          Обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде.

          Стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами.

          Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является достаточно актуальной проблемой современного общества. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. В старшем дошкольном возрасте должны быть следующие направления в работе:

 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

 2. Противопожарная безопасность.

 3. Безопасность в быту.

 4. Безопасность в природе.

Предметно-развивающая среда должна включать: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.

          В работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста необходимо использовать несколько методов обучения.

  1. Метод наглядного обучения.  Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений. 

  2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.

  3. Словесный метод. Обсуждение и рассматривание с детьми наиболее типичных и опасных ситуаций. Воспитывать аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.

Изучать предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Для предупреждения опасных ситуаций  знакомиться с основной группой пожароопасных предметов.

  4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих  на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.

                   залогом успешности по формированию у дошкольников безопасного поведения в окружающем мире может стать использование инновационных методов, разнообразных по содержанию и форме. Можно использовать в работе следующие виды деятельности: проведение КВН, викторин, весёлых занятий, литературных викторин, разгадывание кроссвордов, сканвордов, чайнвордов, ребусов, загадок , перевёртышей, заучивание считалок, скороговорок, стихотворений из серии «безопасность в рифмах».

           В  работе необходимо использовать произведения художественной литературы, которые дети могут читать самостоятельно. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные ситуации если они зарифмованы. Например, стихотворение С.Маршака «Мяч».

          Для развития логического мышления у детей и закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности, можно использовать в работе кроссворды, сканворды, чайнворды. При этом возникает ситуация непринуждённого игрового общения на серьёзные темы. Если у детей возникают трудности с ответом на тот или иной вопрос, всегда есть возможность для игровой подсказки, например: «Ребята, слова которые нужно угадать, начинаются на букву…».

            В работе с детьми по безопасности жизнедеятельности необходимо также составлять ребусы, которые представляют собой комбинацию рисунков, букв, и других изображений. Дети с удовольствием отгадывают слова, которые зашифрованы в ребусах.

            Интеллектуальные игры, кроссворды, загадки, ребусы, способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

            В своей работе воспитатели могут использовать компьютерные презентации по теме: «Безопасность жизнедеятельности детей», а так же уроки – мультфильмы «Уроки тётушки Совы».

            Для формирования у дошкольников безопасного поведения в окружающем мире, необходимо использовать педагогические ситуации, эта форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизируют детскую самостоятельность. Ребёнок так же учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. 


           Формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах – процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ безопасности для детей дошкольного возраста

Детский дорожно-транспортный травматизм, как показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к его увеличению, а не к снижению, что связано с ростом все нарастающего количества транспорта и числа...

ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге

Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...

Консультация для родителей "Воспитание навыков безопасного поведенияу детей дошкольного возраста"

Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде....

проект - «Повышение уровня умений и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения»

.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожн...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье даны определения ( опасность, безопасность, риск...), проведен анализ различных программ по разделу "Безопасность", разработаны методы и приемы работы с детьмы на разных этапах....

Диагностика знаний и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста

Диагностика знаний и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста (для оценки результативности проекта, направленного на формирование основ безопасного поведения дошкольников "Де...

Воспитание навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и  особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усв...