Воспитание навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста с нарушением слуха
консультация по обж
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_navykov_bezopasnogo_povedeniya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Консультация для родителей
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция, которая свойственна взрослым.
Где впервые ребенок знакомится с окружающим миром? Это дом. В стенах дома ребенок начинает ползать, ходить, знакомиться с предметами ближайшего окружения, используя различные анализаторы. И именно дома маленький ребенок узнает, что же такое безопасность. Начинает понимать слова «можно», «нельзя», «опасно».
Предметы домашнего быта, которые представляют опасность для детей, делятся на три основные группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста, детей нужно научить правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.).
Очень важно, чтобы дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как никогда, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты обязательно должны дополняться объяснениями, примерами из жизни и литературных произведений.
Пользоваться предметами второй группы взрослые (родители, педагоги) должны специально учить детей.
Ответственность за безопасность детей в связи предметами третьей группы полностью лежит на родителях и педагогах.
Поступающие в наш детский сад глухие дети, не понимают обращённой к ним речи, как правило, не имеют словесной речи даже на уровне естественного лепета и характеризуются крайне бедными представлениями об окружающих их явлениях и предметах. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают их в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению. В связи с этим задача изучения мира вещей и явлений с точки зрения их безопасности для здоровья и жизни является сколь первостепенной, столь и трудной.
В условиях весьма ограниченного словаря понимаемой речи даже к старшему дошкольному возрасту чрезвычайно возрастает роль наглядных и практических методов обучения. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатели помимо рассматривания картинок проводят опыты и демонстрацию свойств реальных предметов. В рамках изучения практически любой темы в старшем дошкольном возрасте целенаправленно вычленяется и делается акцент на безопасном употреблении или использовании тех или иных предметов. Так, например, в рамках тем «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» идёт разговор о том, почему нужно мыть фрукты. Помощник воспитателя моет фрукты, и дети могут увидеть и сравнить чистую воду и воду после того, как в ней были помыты фрукты или овощи. Внимание детей обращаем на то, как есть, чтобы не подавиться косточкой, как правильно безопасно использовать инструменты для работы в саду и на огороде. На занятиях по развитию речи учитель-дефектолог учит детей выражать полученные представления в речи и запоминать правила безопасности, облекая их по возможности в рифмованный текст ёмкий и понятный, и потому легче запоминающийся. Например: «Овощи и фрукты мой и не будешь ты больной». Эффективным приёмом формирования представлений, вызывающим у детей живой интерес и нужные неподдельные эмоции (в этом мы убедились на практике) служит моделирование житейских ситуаций, изображающих последствия применения и неприменения персонажами правил безопасности с помощью настольного и кукольного театров. Доказательством тому служит тот факт, что мы видим, как дети переносят увиденное в самостоятельную игровую деятельность, закрепляя правила. Программа обучения и воспитания глухих детей предусматривает обучение детей сюжетно-ролевым играм в форме подгрупповых занятий. И здесь педагоги нашего учреждения не упускают шанс для формирования у детей навыков безопасного поведения. Нехитрые сюжеты игр «Дом», «Автобус», «Больница» и т.д. мы наполняем ситуациями, в которых дети закрепляют на практике полученные знания по безопасности.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы родители стали нашими союзниками в воспитании у ребенка сознательного безопасного поведения. Главная наша задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребенку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге
Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...
Консультация для родителей "Воспитание навыков безопасного поведенияу детей дошкольного возраста"
Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде....
проект - «Повышение уровня умений и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения»
.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожн...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье даны определения ( опасность, безопасность, риск...), проведен анализ различных программ по разделу "Безопасность", разработаны методы и приемы работы с детьмы на разных этапах....
Методика изучения уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Методика изучения уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Данный материал представляет собой ряд заданий для дошкольников с нарушением слуха четвертого...
Диагностика знаний и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста
Диагностика знаний и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста (для оценки результативности проекта, направленного на формирование основ безопасного поведения дошкольников "Де...
«Организация работы с родителями по привитию навыков безопасного поведения детям дошкольного возраста»
laquo;Организация работы с родителями по привитию навыков безопасного поведения детям дошкольного возраста»...