ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
В статье даны определения ( опасность, безопасность, риск...), проведен анализ различных программ по разделу "Безопасность", разработаны методы и приемы работы с детьмы на разных этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова И.В.,
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 «Калинка» комбинированного вида» г. Северодвинск
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Наш современный мир полон потенциальных опасностей (природные, техногенные, социальные). С рождением ребенка на свет родители испытывают постоянную тревогу за его жизнь. Они стараются максимально оградить своего малыша от основных источников опасности: прячут лекарства и бытовую химию, закрывают розетки и окна, убирают колющие и режущие предметы и т.д. Но « запретный плод» вызывает у ребенка жгучее желание его попробовать: зажечь спичку, сунуть гвоздь в розетку, включить плиту, налить горячий чай... Происходит это в силу природного любопытства детей и неполного осознания возможных угроз здоровью, жизни и имуществу. Как никогда раньше, слова-запреты: «Не бегай!», «Осторожно!», «Не трогай!» наиболее точно отражают настроение родителей, которые постоянно беспокоятся за своих детей, отправляя их в детский сад, школу, гуляя с ними на улице, выезжая в отпуск или на природу. Как уберечь их от хулиганов, обманщиков, насильников, как предупредить уличные, транспортные, технические и другие травмы. На эти и другие вопросы, касающиеся жизни и здоровья детей, один из ответов может быть таким: уберечь, спасти, защитить можно воспитанием. Этого требует сложившаяся социальная и экологическая обстановка.
Сегодня возникает необходимость в поиске наиболее эффективных форм и методов работы с детьми и с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с социальными службами. У ребенка необходимо сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным действиям в неадекватных ситуациях. Ведь ребенок при неправильном поведении в быту и на улице может нанести вред своему здоровью и здоровью окружающих. Только целенаправленное обучение с самого раннего возраста поможет избежать опасностей, которые окружают малыша.
Что же такое опасность?
Опасность-это явление или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб здоровью человека. Причинить вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое (1).
Сущность понятия «безопасность» раскрывают многие педагоги и психологи. Так, С.И. Ожегов определяет «безопасность», как положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь. (6) Психолог Роберт Артур объясняет безопасность, как ощущение доверия, невредимости, отсутствия страха или тревоги, особенно в отношении удовлетворения собственных настоящих и будущих потребностей. (4)
До недавнего времени безопасность человека, будучи его основной потребностью, обеспечивалась на основе здравого смысла. Многим до сих пор представляется, что проблема безопасности не требует специального изучения каждым: «Все окружение человека, мол с самого его рождения учит его правилам безопасного поведения». (2)
Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техно-сферой. Ее основная цель – защита людей от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизни. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техно-сфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий. Важнейшими понятиями в научной теории безопасности жизнедеятельности являются: среда обитания, опасность, безопасность и риск.
Опасность (центральное понятие в безопасности жизнедеятельности) – это явления, процессы, предметы, оказывающие отрицательное влияние на жизнь и здоровье человека, а также негативное средство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека.
Риск – это количественная характеристика действия опасностей, отнесенных на определенное количество жителей за конкретный период времени.
Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психологический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми (6).
При ознакомлении детей с программой Р. К. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
При ознакомлении детей с основами безопасности мы определили следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представлений о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они призваны помочь воспитателям решить сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему формирования безопасного поведения детей. Анализ программных документов показывает, что в них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигается требование формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это. Авторы программы «Детство» предлагают следующие направления работы по реализации данной темы:
- формирование представлений о правилах общения с огнем и электроприборами;
- о правилах поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, наводнение, гололед);
- обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах или ушибах;
- сообщения некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми.
Необходимо отметить, что эти задачи не отражают всех компонентов безопасного поведения ребенка. Разработанное содержание предлагается только в старшем дошкольном возрасте. Поэтому данная программа требует дополнения знаний и умений личной безопасности детей по возрастам и видам опасностей.
В условиях введения ФГОС остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, где каждая среда диктует различные способы поведения и меры предосторожности.
Для определения тематики, целей и задач разделили работу на 3 этапа.
1этап – заинтересовать детей и их родителей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.
- Мониторинг детей;
- Анкетирование родителей;
- Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»;
- Сбор материала для работы с детьми;
- Составление перспективного плана работы;
- Конкурс для родителей на лучший плакат.
2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти првила.
Методы и приемы работы с детьми:
- Беседы: « Встреча с незнакомцем», «Спички детям не игрушки», «Один дома», тренинги, экскурсии, развлечения, целевые прогулки, наблюдения;
- Проблемные ситуации, общение;
- Рассматривание картинок, плакатов;
- Просмотр познавательных мультфильмов, презентаций;
- Чтение художественной литературы;
- Художественно-продуктивная деятельность;
- Дидактические, словесные, режиссерские, сюжетно-ролевые, строительные, настольно-печатные, театрализованные, подвижные игры;
- Макеты улицы города, квартиры;
- Экспериментирование.
Методы работы с родителями:
- Консультации, тренинги;
- Стенды для родителей «Чтобы не было пожара», «Безопасный отдых», «Осторожно - незнакомец!»;
- Решение проблемных ситуаций;
- Папки-передвижки;
- Памятки; плакаты;
- Библиотека для родителей.
3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь детям осознанно овладевать реальными практическими действиями.
Методы и приемы работы с детьми:
- Проблемные ситуации, общение;
- Дидактические, словесные, режиссерские, с/ролевые, настольно-печатные, театрализованные игры;
- Мониторинг детей.
В результате проведенной работы дети стали проявлять интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, многое узнали об опасных и безопасных ситуациях. Они стремятся соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, осуществляют перенос полученных знаний в сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию. Некоторые мамы и папы психологически исключают себя и своего ребенка из возможной трагедии. Они считают, что это может случиться с кем угодно, только не с их дочкой или сыном. Некоторые родители видят в травме непредвиденное несчастье. Может быть, жестоко говорить, что такая позиция удобна для взрослых, ибо снимает с их ответственность, но это так. Поэтому охрана жизни и здоровья детей является важнейшей задачей педагогических коллективов дошкольных учреждений, общественности, родителей. Формирование у детей наблюдательности, внимания, умения быть предусмотрительными поможет предотвратить многие неприятности. Работая с родителями, мы, воспитатели, стараемся, чтобы они были не пассивными созерцателями, а активно включались в работу детского сада по воспитанию детей.
Литература.
1.Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
2. Кларин В.Н., Джуринский А.Н. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989, - 416с.
3.Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.
4.Мещериков Б.В., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. – 672с.
5.Полынова В.К., Дмитренко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
6.Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой, - М.: Русский язык, 1986.-797с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков безопасного поведения детей старшего возраста зимой.
Эта статья содержит различные формы, методы и средства работы, которые могут применяться во время ознакомления детей с правилами безопасного поведения в зимний период с учетом их жизненного опыт...
ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге
Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...
проект - «Повышение уровня умений и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения»
.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожн...
Проект по ПДД . «Юный пешеход» Формирование навыков правильного поведения детей дошкольного возраста на дороге
Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах необходимо уделять большое внимание. Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению: формирование навыков этического поведения детей дошкольного возраста "Царство вежливых наук"
Воспитание культуры поведения, общения, то есть привития ребенку определенных этикетных навыков....
Диагностика знаний и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста
Диагностика знаний и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста (для оценки результативности проекта, направленного на формирование основ безопасного поведения дошкольников "Де...
Воспитание навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усв...